Поддельными являются 80% протоколов общих собраний собственников жилья

Об этом в ходе пресс-конференции в ОСН заявил лидер профсоюза «ЯУправдом» Сергей Креков.

Москва, город, высотки, МЦК, дорога, фото Юлия Смагринская

Как он пояснил, компетенция вопросов общих собраний очень широкая и подделка их итоговых протоколов может иметь очень тяжелые последствия: «Например, в Челябинске додумались до того, что с помощью поддельного протокола общего собрания собственников жилья согласовали увеличение стоимости работ по капитальному ремонту фасада дома в 10 раз и оформили потребительский кредит на граждан. В результате стоимость ремонта фасада с 10 миллионов рублей выросла до 97 миллионов. Мы сейчас имеем дело с тем, что по факту 80% протоколов общих собраний собственников жилья являются поддельными. Но люди с этим сталкиваются, узнают об этом только тогда, когда происходит какая-то чрезвычайная ситуация – например, повышение тарифов за обслуживание или внезапная смена управляющей компании. Если сейчас провести ревизию тех протоколов, которые лежат в Государственной жилищной инспекции – оригиналы там должны «жить» три года в соответствии с жилищным законодательством, – то мы будем в шоке от того масштаба подделок, которые реально там находятся. Сейчас так работают почти все».

По мнению Сергея Крекова, эта проблема родилась вместе с Жилищным кодексом в 2004 году: «Это началось с того момента, когда было прописано, что все решения в многоквартирном доме принимают собственники на общих собраниях. Сразу же возникла проблема поддельных протоколов. Правда, долгое время она не имела такого масштаба и не имела такой остроты. Однако в 2015 году власть, донимаемая жалобами жителей, все-таки решила положить этому конец: была введена уголовная ответственность за подделку протоколов общих собраний собственников – были внесены изменения в 327-ю статью УК РФ и в Жилищный кодекс. Сейчас у нас с вами 2025 год, а воз и ныне там. То есть реальной правоприменительной практики эта норма не дала, и здесь проблема как в самой норме, так и в тех механизмах ее применения, которые были заложены».

По его словам, ничего не получилось, потому что подделка протоколов происходит неустановленными лицами: «То есть как выглядит механика? Некие люди – неизвестно кто – подделывают протокол и подают его в управляющую организацию (управляющую компанию. – С. И.). Управляющая организация, получив эти документы, обязана передать их в Государственную жилищную инспекцию. При общем соблюдении формальных норм, Государственная жилищная инспекция на основании этих документов принимает решение о том, чтобы внести соответствующее решение в реестр лицензий, если разговор идет о смене управляющей организации, а чаще всего так и бывает. Так происходит рейдерский захват многоквартирных домов. Сейчас все наши регионы и крупные города сталкиваются с подобными явлениями».

Как рассказал Сергей Креков, затем начинается самое интересное: «Начинается бег по кругу собственников. Они обращаются в правоохранительные органы с жалобой на то, что протокол собрания подделали и новую УК они не выбирали. А новая УК говорит, что она тут ни при чем, мол, они себя не выбирали и документы не подделывали. Более того, они в этом случае являются пострадавшей стороной. Далее чудовищные ситуации происходят в судах. Причем это уже сложившаяся практика: граждане идут в суд, где пытаются доказать, что протокол поддельный, а новая УК работает по юридически ничтожному протоколу. Суд после длительного рассмотрения экспертиз приходит к очевидным выводам: да, протокол поддельный. Собственники говорят, что раз это так и УК незаконно управляет нашим домом, то наши деньги надо вернуть. Но суд отвечает: «Нет, подождите… Управляющая компания является такой же пострадавшей стороной, как и вы. Не она же подделывала протокол». Директор УК говорит, что он посмотрел в реестр, а у него там новый дом появился, а в соответствии с жилищным законодательством, если он его не будет обслуживать, в отношении него может наступить уголовная ответственность. Поэтому он как добросовестный участник рынка и начал обслуживать этот дом. Далее ситуация переходит в уголовный процесс, где происходит то же самое: правоохранительные органы приходят и изымают эти материалы. В результате выясняется, что при анализе этих документов и расследовании правоохранительные органы выясняют, что установить лиц, которые подделали протокол, нельзя».

По словам Сергея Крекова, правоохранительные органы сейчас делают все для того, чтобы «не возбуждаться» по 327-й статье УК РФ, потому что они знают, что привлечь по ней никого не удастся: «В прошлом году, по данным Главка МВД, в Москве по этой статье было возбуждено всего 38 уголовных дел. Ни по одному из них нет конечного результата. Знаете, почему? Потому что в органах государственного жилищного надзора отсутствуют оригиналы этих протоколов».

Как сообщил Сергей Креков, лично он знает только один случай, когда человека привлекли к уголовной ответственности по этой статье, но и это произошло только потому, что он сам сознался, что подделал протокол.

Сергей Ишков.

Фото Юлии Смагринской

Москва, город, высотки, МЦК, дорога, фото Юлия Смагринская

Добавить комментарий