Сейчас никто из финансовых регуляторов не заинтересован в укреплении рубля

Об этом в ходе пресс-конференции в ОСН заявил генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев.

деньги, вклады, ипотека, рубль,Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

Рубль начал падать после достаточно длительного периода укрепления, и это, по его мнению, заставляет ЦБ РФ действовать консервативнее, то есть медленнее, чем ожидалось многими, снижать ключевую ставку:

«Рубль должен был начать девальвироваться раньше. Интересантами его девальвации являются Минфин (чтобы как-то уменьшить дефицит бюджета. – С. И.), экспортеры и многие предприятия реального сектора экономики, которые конкурируют с импортом и т. д. При этом специальных действий для того, чтобы он девальвировался, не предпринималось. Между тем макроэкономические предпосылки давно должны были привести к тому, что движение могло пойти в сторону ослабления рубля. Прогнозы о том, что это вот-вот начнется, были и в июне, и в июле, и в августе. Это было неизбежно. Никто из финансовых регуляторов сейчас не заинтересован в том, чтобы рубль дальше укреплялся. Внешние факторы – в сторону того, чтобы он девальвировался, и при этом никто не заинтересован его поддерживать».

Как отметил Павел Самиев, у ЦБ РФ есть, по сути, один  кипиай, о котором он постоянно заявляет, – это таргет по инфляции:

«Почему-то он выбран на уровне в 4%. Почему именно 4%? Никто не может объяснить. Почему не 3%? Почему не 7%? Объяснения этому нет. Ну, допустим, что эти 4% взяты как какая-то константа и для достижения ее почему-то выбран единственный инструмент – повышение ключевой ставки. Хотя по факту, например, на кредитование (на кредитную активность) большее влияние оказывает не ставка, а регулятивные меры, которые есть в арсенале у Банка России. Это, например, макропруденциальные надбавки (Банк России повысил надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам. – С. И.), которые сейчас очень сильно влияют на кредитную активность. Вот эта регуляторика – ограничения, которые ЦБ РФ может вводить на определенные категории заемщиков, нагрузка на капитал, резервирование – все они влияют сильнее, чем ключевая ставка. И сейчас то, что у нас притормозилось кредитование, как ни странно это может быть, – это в большей степени результат ужесточения макропруденциальных надбавок, чем высокой ставки. И сейчас при ее снижении кредитование не будет так расти, как оно бы росло, если бы была менее жесткая регуляторика».

Инфляция, по его словам, тоже от ключевой ставки зависит гораздо слабее, чем, скажем, от динамики курса валют:

«От курса рубля инфляция больше зависит, чем от движения ключевой ставки. Центробанк все это должен понимать. Все это видно, все это можно проверить. У нас были периоды, когда по каким-то другим причинам, не связанным с деятельностью Банка России, был период ослабления курса рубля, и дальше через небольшой промежуток времени мы видели всплеск инфляции. Какая там была ставка и что там делал Центробанк – все это влияло гораздо слабее».

Еще один участник пресс-конференции, доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов, говоря о факторах, сдерживающих резкий рост кредитования на фоне снижающейся ключевой ставки, указал на невысокий средний уровень доходов россиян:

«Как говорит Минэкономразвития, у нас происходит «плановое охлаждение экономики». В связи с этим «плановым охлаждением» соответственно охлаждается и желание брать кредиты. Особенно под такие проценты. Чтобы как-то компенсировать эту ситуацию, у банков остается такое направление, как потребительские кредиты. Но надо понимать, что существуют макропруденциальные требования, которые установлены ЦБ РФ для всех банков в нашей стране, согласно которым уровень долгового обязательства не должен превышать 40% от общих доходов граждан на погашение тела кредита и процентов. А это соответствует следующему: у нас с вами медианная заработная плата составляет на июнь 2025 года, по данным «СберИндекса», порядка 65 тыс. рублей. Берем семью из двух работающих человек, соответственно совокупный доход у них после вычета налогов составит где-то 130 тыс. рублей. Значит, они могут участвовать в программе, при которой они ежемесячно смогут отдавать банку не больше 52 тыс. рублей. Сразу возникает вопрос, а какой кредит при этом можно взять?»

Как резюмировал исполнительный директор Института роста экономики им. П. А. Столыпина Антон Свириденко, также принявший участие в обсуждении, 60% россиян живут от зарплаты до зарплаты, и им даже кредит невозможно взять, банк им просто не даст.

Сергей Ишков.

Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

деньги, вклады, ипотека, рубль,Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

Добавить комментарий