Парадоксы демографической ситуации

Деньги за раннюю беременность, особенности статистики, перестановка акцентов, есть ли зависимость между суммарным коэффициентом рождаемости и уровнем жизни.

осень, парк, мама с коляской, Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»
Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

Инициатива региональных властей Орловской, Тверской, Рязанской, Кемеровской областей, Алтайского и Хабаровского краев о единовременной выплате 100 тысяч рублей беременным школьницам (в Брянской области – 150 тысяч) вызвала в обществе неоднозначную реакцию – вплоть до саркастической.

Действительно, решения, скажем так, неординарные. С одной стороны, вроде бы помощь девочкам, попавшим в сложную ситуацию. Но это можно делать и без официальных громких деклараций, адресно, исходя из конкретных ситуаций и уж, конечно, систематически. Потому что подобные инициативы выглядят как стремление местных властей «выполнить и перевыполнить план по демографии».

С другой стороны – похоже на поощрение, призыв, более того, на стимуляцию раннего вступления в половые отношения, ранней беременности. А если кто-то из подростков и впрямь соблазнится суммой в 100 – 150 тысяч рублей и с девятого класса окажется вне школы? Останется даже без среднего образования, то есть выпадет из потока общей жизни сверстников?

Группа ученых из Национального университета «Высшая школа экономики» опубликовала исследование «Российская рождаемость в XXI веке и перспективы ее повышения» (https://doi.org/10.17323/demreview.v12i2.27495). В частности, авторы приходят к выводу, что ранняя беременность – не решение проблемы. Наоборот – усугубление ее, так как приведет к большим сложностям в жизни девочек, в том числе и связанным с состоянием здоровья. Дети, рожденные в столь раннем для матерей возрасте, изначально подвергаются риску расти в неполной семье. Идеальный возраст для рождения первого ребенка – после 20 лет, после получения образования и устройства на работу. Мама с двумя или тремя детьми – это прекрасно. Но все в свое время и в благоприятных обстоятельствах.

Так, с января 2026 года планируется увеличить на 20% максимальные выплаты по беременности, родам и уходу за ребенком до полутора лет. Материнский капитал с 1 февраля повышается до 737,2 тысячи рублей при рождении первого ребенка и до 974,1 тысячи рублей при рождении второго.

Перестановка акцентов относится и к характеристике общей демографической ситуации, к статистике. Существует выражение «демографическая яма». Но низкий суммарный коэффициент рождаемости – ниже, чем нынешние 1,4 ребенка на женщину – наблюдался в РФ с 1993 по 2006 год. Однако тогда об этом не говорили в столь драматическом ключе. А сейчас накал суждений доходит чуть ли не до «вымирания России».

Сразу скажем – демографическая ситуация и статистика парадоксальны, и не только в России. Тем более на фоне и с учетом двух наиболее распространенных и почти утвердившихся мнений о закономерностях демографии.

Первое: общепринято считать, что высокая рождаемость характерна для бедных сообществ. Известный пример – африканские страны. В Нигере – 6,89 ребенка на одну женщину. Вроде бы подпадает под эту теорию и Россия советского периода и первых постсоветских лет. Так, никто не назовет материально благополучными послевоенные годы. В 1946–1950 годах суммарный коэффициент рождаемости составлял 2,88.

Затем жизнь начала улучшаться – коэффициент рождаемости стал снижаться.

В 1958-1959 годах суммарный коэффициент рождаемости в РСФСР составлял 2,615.

В 1990 году коэффициент рождаемости снизился до 1,895 (https://su90.ru/birth.html#ga1).

Вроде бы все по теории. Но потом-то наступила бедность, вплоть до нищеты. Однако рождаемость не повышалась.

Вторая теория: рождаемость будет повышаться соответственно росту благополучия. Пиком благосостояния россиян в XXI веке считается 2013–2014 год. Соответственно высокой (относительно первых пятнадцати лет нового века) была и рождаемость – 1,7. А затем стала снижаться.

С тех пор прошло еще 12 лет. Ученые из Института комплексных социальных исследований академии наук РФ констатируют: «Реальные располагаемые доходы россиян после 2013 года фактически не растут» (https://icss.ru/novosti/iksi-k-2024-godu-dokhody-naseleniya-lish-vernutsya-na-uroven-2013-goda).

В общем же в мире преобладает первая теория, а именно: чем выше уровень жизни – тем ниже рождаемость. Самый убедительный пример – страны Европейского Союза. Там суммарный коэффициент рождаемости – 1,4.

Но в России суммарный коэффициент рождаемости такой же, как в ЕС и, в частности, в Швейцарии – 1,4.

Однако если Швейцария в рейтинге стран по индексу человеческого развития находится во главе мирового рейтинга, то мы – в шестом десятке, ниже Коста-Рики и Сербии, но выше Беларуси, Багамских островов и Малайзии, в которых суммарный коэффициент рождаемости примерно такой же.

Таковы парадоксы демографической ситуации и статистики.

Для патриархально-сельскохозяйственного социума количество детей определяло материальное положение, достаток, а также уверенность в поддержке на старости лет. Сейчас положение разительно изменилось, старость обеспечена пенсиями. Для страны в целом необходимость во многих миллионах рабочих рук (в том числе и приезжих гастарбайтеров) уменьшается при высоком уровне автоматизации производства, развитии высоких технологий.

Демографические процессы намного сложнее любых социально-политических и экономических расчетов и прогнозов. Поскольку присутствует так называемый человеческий фактор, например, любовь.

Главное, чтоб была спокойная, обеспеченная жизнь, уверенность в будущем благосостоянии – а там как получится.

Сергей Баймухаметов.

Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

осень, парк, мама с коляской, Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

Добавить комментарий