Роботы могут воевать

Нетипичный зампред правительства Денис Мантуров использовал Госдуму по назначению и лучше выдумать не мог.

Денис Мантуров занимает второй уровень после председателя правительства, но в своей деятельности по подъему промышленности не может преодолеть саботаж множества коллег помельче, на мой взгляд. Он, конечно, не один в поле воин. Однако надо представить, против чего он воин. Глобальная акция инфодемии стала мощным ударом по производству, для чего и была задумана. Она также повысила инвалидизацию и смертность, но именно в России оказала стимулирующее воздействие больше других стран. Прошлось нам повышать цены и усиливать блокирующие запреты. Например, по строительству водных и воздушных судов.

О запретах давно говорил депутат ЕР Евгений Фёдоров. Его тоже поддерживает Путин и потому его вообще лишили голоса в Госдуме.

Для планируемого разрыва экономики России в клочья ее разорвали в ведущих странах Запада, предварительно разорвав их связи с Россией. Для разрыва из Госдумы убрали председателя комитета по энергетике, физика Ивана Грачёва. Он отнесся к своей судьбе пофигистски и спасаться не стал, коль спасение мира вышло из моды. Зная все наперед, предупредил партнеров на Западе, что его не будет и их ждет замерзание. Фридриха Мерца Грачёв предвидеть не мог, но это уже неважно.

Внешнее влияние на Россию извне настолько сильное и об этом сказал Путин, что для Грачёва не потребовалась тратиться на дискредитацию. Его просто размандатили. Центрифугальный отбор против профессионалов провели для усиления хронической кампании деиндустриализации и безграничного наращиванием издержек, причем не только через декарбонизацию энергетической составляющей экономики. До этого были озоновые дыры для запрета советского фреона, идея канцерогенности дешевого шифера для замены на дорогой ондулин, несколько попыток разрыва ЕЭС.

По инициативе Дениса Мантурова на пленарном заседании Государственной Думы во вторник, 14 октября, провели «правительственный час» длительностью почти три часа. Тема обсуждения «Автоматизация и повышение производительности труда как факторы социального и экономического развития».

Речь шла исключительно о роботизации производства и немного о торговле со складской логистикой. Повышение производительности труда – это не только роботы. Сюда прежде всего относится сокращение простоев и ликвидация неквалифицированного ручного труда. Лимитирующее слабое звено вообще не обсуждается, специалистов просто не берут на работу. Не берут ни выпускников, ни тех, кто остался без работы после ухода иностранных компаний. Среди них есть профессионалы очень высокого уровня.

Например, зампред комитета по образованию и науке Александр Мажуга со своим прежним опытом не имеет морального права удивляться с думской трибуны безработице химиков. Как мне кажется, он должен назвать имена, пароли, явки, поскольку налицо организованная огосударствленная преступность в терминологии генерала МВД Александра Гурова.

Промышленностью в Государственной Думе занимается Владимир Гутенёв. Судя по его законам, депутат работает на Минэк, как и проводник разгосударствления через концессии ГЧП Максим Топилин. Гутенёв не понял вопроса о жизненном цикле товаров, чтобы сократить поток на свалки.

Мечта капиталиста – чтобы покупали только у него и потому дорого, сразу выбрасывали и покупали снова.

Надо быть неизлечимым оптимистом, чтобы обсуждать такие вещи при тотальном повышении платежей, цен и тарифов, низкой рентабельности промышленного производства, сокращении рабочей недели и забитых продукцией складах. Купить комбайны или грузовики никто не может.

С роботами вообще детектив. Распоряжения Путина у нас не выполняют. Обещанных субсидий – ноль. Российские роботы дороже китайских, потому что нет возможности запустить массовое производство для снижения цены.

Массового производства нет, потому что нет заказов. Заказов нет, потому что их не принимают. Кому удается наладить роботизацию, военпреды снижают закупочную цену, и чиновники стараются подменить русское на китайское. Из приведенных примеров понятно, почему корректировка действующего бюджета идет в сторону сокращения по неизрасходованным статьям.

Сделано все возможное, чтобы деньги не работали.

Мировой лидер по роботизации производства Южная Корея имеет тысячу роботов на десять тысяч работников. В России – 29.

В Китае работают темные сталелитейные заводы. Все управление производством осуществляют два-три человека и экономят на освещении.

Председатель думского комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг давно занимается проблемами роботизации и постоянно говорит о роботах. Он утверждал, что Россия обладает возможностью выпускать роботы в широком диапазоне грузоподъемности от нескольких тонн до полкило. Маленький робот вполне полноценный и может использоваться для обучения.

В России на такое дело уже не хватает двух миллионов квалифицированных кадров. И вот тут смутно прорисовывается мощное поле непреодолимого саботажа, на мой взгляд. В Госдуме об этом не говорят. Выпускников инженерно-технических и естественнонаучных вузов не берут на работу всеми правдами и неправдами.

Исходная посылка в публичной дискуссии в том, что они сами не хотят отрабатывать обучение по специальности. Есть, конечно, проблема низкой оплаты труда и отсутствия подходящих условий, проблемы с жильем и инфраструктурой для жизни. Однако исследования на рынке труда не проводятся. Студенты кафедры журналистики ИСИ провели расследование в жанре «Журналист меняет профессию». Работодателя с намерением легальной занятости не нашли.

С квалифицированным трудом проблемы намного выше. Причем они всегда были в советское время. Целевой набор вопроса не решал.

Все проблемы от робота до бюджета сводятся к вечному вопросу, имеет ли кто-то кроме США право на собственное промышленное производство. По словам коммуниста Николая Коломейцева, в России вопрос сводится к министру экономического развития Максиму Решетникову.

«Безусловно, важнейший вопрос рассматривается сегодня, и вот мы сегодня на примере Решетникова видим, что он в принципе адвокат неправильных решений», – припечатал коммунист.

Задолго до Решетникова он назвал Минэк министерством по развитию коррупции. Депутат Коломейцев сослался на Германа Грефа, который любит рассказывать, как у нас плохо: «Греф не является моим кумиром, но я специально для сегодняшнего выступления нашел два его выступления на последнем Финансовом конгрессе и на Восточном экономическом форуме. Послушайте, очень интересно. Реальные доходы стагнируют, а номинальные зарплаты, несмотря на рост, не обеспечивают достаточного увеличения покупательной способности. Повышение зарплат практически полностью нивелируется инфляцией, по мнению Германа Оскаровича, у 34% россиян в 2025 году зарплаты снизились, а у семи процентов они снизились в два раза».

Важно вовремя начать цикл смягчения денежно-кредитных условий, иначе повысить производительность труда и перейти в РФ к экономике предложения, о которой говорил Решетников, не получится.

«Вдумайтесь, 119 с половиной триллионов рублей находится на депозитах, из которых 61 с половиной у физлиц и 58 у предприятий, семь процентов из них – это финансовые учреждения», – подчеркнул депутат Коломейцев.

И риторически спросил: «Какой же дурак будет вкладывать шесть с половиной процентов в рентабельность, если он положил на депозит, и получают по флоатерам на сегодняшний день 18%, до этого получал 22».

Прибыль банков несмотря на все санкции, несмотря на все происходящее, за семь месяцев 2,1 триллиона рублей.

Я не согласен с депутатом, это не прибыль банков и вообще не прибыль, но такое обворовывание страны, когда плохо всем.

Коломейцев настаивал на том, что из-за санкций все время придумывают разные варианты, мы должны идти к стопроцентной локализации. Это непростой вопрос, и он требует колоссальных инвестиций. Провести НИОКР, потом разработать серийное производство и робототехнику.

«Закон об амортизации, он просто уже перезрел. И, кстати говоря, и в Уголовный кодекс надо вернуть статью за нецелевое использование амортизационных отчислений, тогда у нас обновление пойдет лучше, чем у них», – обещал Коломейцев.

Аплодисменты.

Валерий Гартунг пошел по порядку: «Кадры для робототехники уже готовятся, в этом году уже второй год идет обучение на факультете робототехники в Южно-Уральском государственном университете. Набор растет, такие же факультеты открываются в других регионах. Я думаю, через три года у нас проблем с кадрами не будет в робототехнике. Это первое.

Второе. Для того, чтобы у нас поток абитуриентов на эти факультеты шел, уже разработан робот для российских школ грузоподъемностью полкилограмма, который полностью соответствует федеральному стандарту образования. Он будет, в каждой школе будет класс робототехники, где на каждом столе будет настоящий робот, только в миниатюре, но он будет обладать всеми функциями. Такие роботы уже изготовлены, презентованы министру просвещения, и сейчас такая программа готовится. Поэтому с точки зрения подготовки кадров у нас здесь все идет по плану.

Дальше. Что касается перспектив выполнения указа президента по вхождению в топ-25 стран, которые по уровню роботизации лучшие в мире. Я разделяю спокойствие Антона Андреевича Алиханова о том, что… А какие проблемы? Сейчас китайских роботов поставим и все, вообще мы выполним и перевыполним, и досрочно поставим 145, цель достигнута.

Но коллеги, президент же не об этом нам говорил. Вспомните, как появился указ президента. Президент побывал в Челябинске на заводе роботов, который он открыл, увидел, что мы реально можем выпускать роботов, и они уже выпускаются, и они уже работают на оборону страны. И тогда вышел указ о том, что давайте-ка мы это сейчас масштабируем. Что в итоге? Но там забыли написать, что роботы должны быть российские. Ну естественно, у нас чиновники читать же очень хорошо умеют, и поэтому у нас есть норма поддержки российских роботов, где 50-процентная скидка возвращается производителю, если он ее предоставляет покупателю, а есть еще у нас такая скидка 20-процентная на поддержку робототехнических комплексов. Вот сейчас я вам немножечко раскрою тайну: вот там необязательно иметь российский робот.

Например, какая-то очень умная компания, которая интегратор, находит крупного заказчика с большими финансами и продает им несколько робототехнических комплексов по цене 18 миллионов рублей, при этом туда китайского робота в 2 миллиона ставит, потому что китайский реально стоит 2 миллиона, потому что российский в два раза дороже, и получает скидку 3,6 миллиона рублей. Вот и вся история вам.

Давайте теперь посмотрим, как обстоят дела с российскими роботами, которые производятся в России и соответствуют 719 постановлению. Да, действительно, у нас недостаточно пока моделей роботов, которые соответствуют 719 постановлению. Да, я могу сказать, что разработка нового, абсолютно нового робота в России занимает три месяца, плюс три месяца – это подготовка производства, через шесть месяцев мы можем любого робота любой грузоподъемности сделать. Хотите, можем даже пари заключить: закажите робота, мы вам через полгода его сделаем, вообще никаких проблем нет. Но его надо сначала заказать. А если нет заказов, ну кто будет производить? Поэтому сами производители что делают? Они выбирают самые ниши, где наиболее массовая потребность есть, и их закрывают. Это прежде всего промышленные роботы 120 килограммов, 60 килограммов грузоподъемности, дальше вниз идем, 30, ну и до 0,5 килограмма, потому что в каждую школу на каждый стол нужно поставить робота. Вот эта линейка сейчас уже вся закрывается. И в 719-м постановлении все это есть, в реестре они все есть.

Дальше идем наверх от 120… Почему 120-й робот? Потому что уже грузоподъемность высокая, и там должна быть, ну, большие нагрузки должны быть, и при этом еще там должна быть высокая скорость и высокая точность. Поэтому это самый сложный робот. Он у нас есть.

Теперь идем наверх, по грузоподъемности вверх. Если нам нужно, например, роботизировать производство железнодорожных колес, там грузоподъемность робота тонна двести нужна. Пожалуйста, никаких проблем, через шесть месяцев у нас будет такой робот».

Конец цитаты.

По мнению депутата, ни в коем случае нельзя субсидировать иностранных роботов. Вы сначала обеспечьте субсидиями российских производителей.

Данные о работе иностранного робота и всего робототехнического комплекса идут туда, откуда взяли робота. Сегодня они нам плечо подставляют, а завтра ножку подставят.

«Мы ведем войну. Роботы могут воевать, они реально показывают, что они могут переломить ситуацию на поле боя, и таких роботов мы тоже можем сделать, и они, естественно, должны быть российскими, вы же понимаете, что боевых роботов никто не продаст», – подчеркнул Гартунг.

Он с неудовольствием отметил, как при корректировке бюджета с робототехники сняли полтора миллиарда.

Председатель думского комитета по контролю Олег Морозов тоже говорил о снятии импортной зависимости.

«Самая чувствительная тема – это, конечно, развитие собственной робототехники. Закупка и локализация китайских роботов, если признать это доминирующим маршрутом, может обернуться самыми тяжелыми последствиями для перспектив отечественной индустрии, это ведет к технологической зависимости и стратегическому отставанию. По данным Университета Иннополис, высокая себестоимость российских роботов обусловлена как раз отсутствием масштабного производства и импортной зависимостью, в результате их цена значительно выше, чем у китайских аналогов. В этой связи возникает и другая проблема: насколько закупки зарубежной робототехники у стран-лидеров отрасли соответствуют задачам уязвимости к кибератакам, ведь роботы – это не только железо, но и программное обеспечение», – сообщил Морозов.

«Сейчас акцент сделан на самых сложных продуктах для выполнения многофункциональных задач, этот тяжелый софт разрабатывается с привлечением корпорации «Росатом» и флагманов нашей промышленности. Обновление основных фондов и цифровизация являются фронтальной задачей для всех индустрий, при этом, конечно, мы должны учитывать их специфику, ресурсную базу и уровни переделов. Для этого договорились с Минэкономразвития о формировании в промышленности порядка 30 отраслевых программ повышения производительности труда. Координатором процесса выступает федеральный центр компетенций, мы давно и успешно сотрудничаем с этой структурой», – сообщил Госдуме Денис Мантуров.

Намерения зампреда правительства по части Минэка не сочетаются с оценками депутата-коммуниста.

Лаврентий Берия требовал не про блоки говорить, а фамилии назвать. Путин в общем тоже наговорил про пароли и явки. Владимир Соловьёв готов возглавить Смерш.

Оригинальный Мантуров пытается договориться с теми, кто не раз уже подвел не только его.

Однако хотя бы одно ярмо с России сняли, возвращаясь к ГОСТам. Мантуров затронул тему стандартов: «Установление высоких требований, норм и правил наряду с их унификацией является фундаментом роста эффективности производства. Госстандарт, в сентябре отметивший свое столетие, ежегодно утверждает порядка 1700 новых ГОСТов, в том числе по направлениям автоматизации. В частности, ведется глобальное обновление стандарта в сфере станкопрома. Целый ряд документов касается управления жизненным циклом наукоемкой продукции».

Денис Мантуров в заключительном слове выступил с позиции безнадежного оптимизма: «Я посмотрел по основным вопросам письменным, которые поступили вот на рассмотрение сегодняшнего «парламентского часа», и выделил из нескольких очень похожих друг на друга направлений – это связано с вниманием депутатов, которые детально формулируют акценты в части того, как складывается судьба работников, которые попадают под высвобождение в процессе внедрения автоматизации, включая сегодня затронутые темы, связанных с роботом. Я хочу обратить внимание на ту потребность, которая есть на сегодняшний день, я уже сегодня говорил об этих цифрах, еще раз хочу их озвучить. Это два миллиона специалистов до 2030 года по разным специальностям, это только касается обрабатывающих отраслей промышленности, то есть это говорит о том, что у нас нет и не будет проблем в ближайшие годы с тем, что связано с высвобождаемыми специалистами в рамках внедрения автоматизированных средств производства и роботизации. Более того, хочу сказать, что та работа, которая проводится сегодня, инициативная, собственно, самими предприятиями, только по прошлому году цифра составила 350 тысяч человек, которые были переподготовлены, переучены и направлены на более востребованные участки технологического цикла. Это лишний раз подтверждение того, что эта работа будет продолжаться и будет проводиться и дальше, и будет реализовываться именно на тех подходах, которые обозначены были в письмах, вопросах наших депутатов».

Конец цитаты.

На «правительственном часе» рассказали далеко не обо всем.

Для производства роботов нужны специальные безлюфтовые двигатели и редукторы. Для них подходят только шестеренки, сделанные с высокой точностью. Их люфт на несколько порядков ниже обычного. В России их не только не делают, но и не проектируют. Инфраструктуры нет.

Производство подшипников в России разрушили. Однако подшипников потребного для роботов класса не было и в СССР. Для роботов разной грузоподъемности нужна такая же широкая линейка двигателей, редукторов, подшипников.

Китайцы все это могут делать благодаря технологиям из США и ФРГ.

Далеко не все процессы могут быть роботизированы на замену человеку. Сочетать человеческий труд с роботом просто так невозможно. Отдельную проблему составляют так называемые коллаборативные роботы, которые могут работать в одном помещении с человеком и не убить его случайно. Система технического зрения стоит недорого, около трех тысяч долларов, не считая интеграции. В случае приближения к человеку робот останавливается.

В целом коллаборативные роботы работают медленнее.

Обычные роботы должны находиться в изолированном от человека пространстве. Если открывается дверь, робот останавливается.

В нынешней ситуации почти нет разницы, покупать за рубежом готового робота или компоненты, если невозможна стопроцентная локализация, о которой говорил Николай Коломейцев.

Мне трудно судить о причине проблем развития России, отсутствие инфраструктуры или саботаж.

Сегодня народ в России другой, более высокого качества. Перед Великой Отечественной войной решение нашли за счет импорта специалистов и технологий, нам помогла Великая депрессия в США. Сегодня в стране и люди сильнее, и ресурсов много. Ситуация в США по части производства не лучше Великой депрессии. А саботаж был всегда, на мой взгляд.

Надежду вселяет по крайней мере такой момент. Путин поручил Мантурову разобраться с утильсбором.

Член Совета по общей и оборонной политике Александр Лосев, которому хочется верить, описал в эфире «Вести FM» состояние США. Напомним, что формулу Эйнштейна E = mc² вывел в позапрошлом веке профессор Московского университета, физик-теоретик Николай Алексеевич Умов.

Не надо нам ориентироваться на врагов. Они разрушают, и что потом строить, им неизвестно. WASP с их английским по их статусу учиться не надо.

Но не все так плохо. Мы и наши партнеры не заинтересованы в разрушении. Человечество движется к квантовому миру. Чем образованнее общество, в том числе и нравственно, тем больше оно может создать. Александр Лосев утверждает, нас ждет гениальный выход.

Лев Московкин.

Добавить комментарий