Коты на государевой службе

24 октября 1745 года императрица Елизавета повелела завезти в царские дворцы котов для ловли мышей.

По легенде первым котом, поселившимся в Зимнем дворце, был крысолов по имени Василий. Придворный кот по одним сведениям был привезен Петром I в 1724 году из Голландии, по другой версии пушистик был найден в Вологде, в доме голландских купцов. Доподлинно известно, что голландские купцы в Вологде действительно работали и Пётр I в их доме останавливался. Сейчас это музей «Домик Петра I». Как раз в этом доме и жил легендарный усатый-полосатый Василий. После знакомства с ним Пётр I будто бы сказал: «У кота такие же усы, как у меня», отметил, что Вася «замечательной полосатости» и решил забрать котика с собой.

Со своей работой Василий справлялся отлично, грызуны не беспокоили. Котик пользовался неограниченной свободой, жил в комфорте и сытости. Кроме того, как рассказывали, Вася «стажировал» молодых пушистиков, как должно тереться о царские туфли и возлежать на государевом пуфе.

К слову, Пётр I повелел также держать котов при амбарах – «для охраны таковых и мышей и крыс устрашения».

Довольно быстро заскучав от однообразной дворцовой жизни, Василий покинул палаты и отправился на верфь. Там котик быстро освоился, что называется, влился в коллектив и стал добросовестно ловить мышей. И на верфи его полосатость пришлась очень кстати – Василий словно бы носил тельняшку.

В холостяках морской кот Вася ходил недолго. Его зазнобой стала кошка Марта, с которой они родили нескольких котят. По легенде, со временем Васины потомки стали одной из ветвей знаменитых эрмитажных котов Петербурга, трудящихся в музее по сей день.

Кто-то считает легенды о коте Василии мистификацией, но ведь дыма без огня не бывает.

Что касается Елизаветы Петровны, то 24 октября 1745 года она издала указ, согласно которому в Казани должны были найти тридцать котов для ловли мышей и крыс, в большом  количестве расплодившихся в царских покоях. Серое воинство обнаглело настолько, что спокойно разгуливало по дворцу, пугая его обитателей, лакомилось едой из царских запасов и грызло все, что на зуб попадется.

Почему Елизавета велела привезти во дворец именно казанских котов, объясняется тем, что до нее дошли слухи о том, что эти великолепные крысоловы прекрасно истребляют грызунов в своем регионе.

В Указе императрицы Елизаветы I «О высылке ко двору котов» говорилось: «Сыскать в Казани здешних пород, кладеных (согласно толковому словарю Ушакова, «кладеный» – кастрированный. – С. И.), самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в Санкт-Петербург ко Двору ее Императорского Величества с таким человеком, который бы мог за ними ходить и кормить, и отправить их, дав под них подводы и на них прогоны, и на корм, сколько надлежит, немедленно».

По Указу императрицы и «по определению генерала-лейтенанта кавалера и Казанской губернии губернатора Артемия Григорьевича Загряжского», велено было «об оном в Казани в народ публиковать»: «И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы, для скорейшего отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дня, опасаясь за не объявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указах; також к имеющимся в Казанском уезде вальтмейстерам (сотрудникам лесного управления. – С. И.) и в ближние к Казани провинции, и в городе Уржум, о публиковании и о сыске таковых же котов в самом скором времени и о присылке в губернскую канцелярию послать указы».

Как видим, дело было крайне срочное. Говорят, порода «бойцовых» котов отличалась круглой головой, широкой мордой, выпуклым лбом, крепкой широкой шеей и коротким хвостом.

Указ Елизаветы был выполнен. По некоторым данным, императрице привезли даже не тридцать, а триста отборных котов. Грызуны были истреблены, а пушистики получили пожизненное содержание. По слухам, императрица усатых-полосатых очень жаловала и велела кормить их мясом свежепойманных рябчиков и тетеревов.

С тех пор коты жили в Зимнем дворце постоянно, и даже Екатерина II, вообще-то кошек не любившая, присвоила им статус «охранников картинных галерей». Она же приказала разделить кошек на подворных и комнатных. В качестве последних особенно ценились русские голубые, которых разводили при дворе и иногда дарили другим монархам.

На сайте Эрмитажа о котах сказано: «Они – невидимая гвардия, охраняющая наше культурное наследие. Нештатные сотрудники Государственного Эрмитажа, неусыпно следящие за тем, чтобы Зимний дворец не оккупировали полчища крыс».

Это не порода, а особый род – Эрмитажные коты.

Сергей Ишков.

Фото hermitagemuseum.org и ru.pinterest.com

Добавить комментарий