Так в ходе пресс-конференции в ОСН вице-президент Гильдии риэлторов России Константин Апрелев определил федеральный закон, вступивший в силу в октябре, который дает право на выдачу ипотечных кредитов микрокредитными компаниями.

Теперь физлица смогут взять ипотечные займы на цели, не связанные с предпринимательской деятельностью, в тех микрокредитных компаниях, 100% акций которых принадлежит субъекту РФ или единственным учредителем которых является регион. При этом субъект РФ может быть участником только одной такой микрокредитной компании. Кроме того, ЦБ вправе вводить дополнительные требования к микрокредитным компаниям. Ипотеку, полученную в таких компаниях, можно будет погасить за счет выплаты в 450 тысяч рублей, положенной многодетным семьям.
По словам Константина Апрелева, очевидно, что это новый инструмент, который передается в регион, где на сегодняшний день есть проблемные стройки: «Мне кажется, что это новый инструмент, потому что до этого что должен был делать регион? Регион должен был договариваться с каким-то застройщиком для того, чтобы он взял какие-то проблемные активы, достроил их. При этом он должен был с этим застройщиком непонятно как рассчитаться, землей или чем-то еще. А сейчас, по сути, создается финансовый инструмент, который позволяет на более глобальном уровне, например, взять в залог какие-то активы до момента, когда не будет завершен какой-то проект. Достроен, несмотря на то, что обязательства по отношению к дольщикам были нарушены. Это, как мне кажется, первая составляющая, а вторая составляющая – это появление нового законодательства, связанного с комплексным развитием территорий. Оно тоже позволяет более эффективно управлять развитием этих территорий через этот новый инструмент, который в том числе будет помогать финансировать эти проекты, эти процессы. Мне представляется, что этот закон был принят именно для этих целей, потому что все остальные аргументы – например, что это новое поле, которое будет конкурировать с государственными банками, – мне кажутся малоубедительными. Да, такое может быть, но для того, чтобы конкурировать с государственными банками, нужно сначала получить кусок рынка, то есть какой-то объем финансирования, который за этой структурой будет закреплен. Но пока эта структура себя никак не проявила, это риски для принятия таких решений».
Как сказал Константин Апрелев, эти микрокредитные компании будут создаваться для того, чтобы решить те проблемы, которые реально возникнут, когда начнет очень серьезно проседать рынок новостроек и появятся в большом количестве реальные проекты и объемы, которые придется санировать.
Как отметил на пресс-конференции доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов, у этого закона уже есть некая тяжелая предыстория: «Мы видим, что создается некая новая сущность, какая-то микрокредитная компания, которая еще и похожа, по крайней мере, на слух, на нечто другое, а именно – микрофинансовую организацию, которая используется в совершенно других целях. Поэтому для начала нужно будет отстроить этот закон от того шлейфа, который вольно или невольно имеет место быть. Я не говорю, что микрофинансовые организации всегда создают плохую репутацию, отнюдь нет. Они нужны в экономике, нужны в социальной сфере. Но в данном случае мы говорим о новом финансовом инструменте, который пока имеет гипотетическую возможность».
По его мнению, этот инструмент создается для тех регионов, у которых есть свой собственный потенциал покупателей жилья и есть средства на реализацию тех или иных программ: «Практика показала, что такие регионы образуются всегда. Это те случаи, когда можно говорить о локальном рынке, например, рынок Башкортостана, где были свои региональные программы, были даже варианты ссудосберегательных касс».
Как отметил эксперт фонда «За права заемщиков» Галактион Кучава, принявший участие в пресс-конференции, пока не понятно, как это все будет работать: «Нужно будет создавать команды, предусматривать бюджетирование на содержание этой микрокредитной компании. При этом можно привести аналогию: в свое время уже были региональные микрокредитные компании, которые занимались кредитованием бизнеса. Опыт у них не особо успешный, их услугами не особо пользовались».
По его словам, целевой аудиторией выдаваемых через микрокредитные компании ипотечных кредитов может стать определенная категория граждан, которые не могут в силу определенных обстоятельств получить обычную ипотеку: «Если мы посмотрим на заявленную на сегодня разницу ставок по ипотечному кредитованию, то она такова: если банковская ипотека – это диапазон в 9–13%, то у микрокредитных компаний – 12–17%. Поэтому я думаю, что туда пойдут только люди, находящиеся в тяжелом положении. А если говорить о конкуренции с банковским сектором, то я уверен, что он сейчас абсолютно спокоен, так как никакой серьезной конкуренции они не опасаются».
Как заявил Галактион Кучава, он удивлен, что в данном случае не применялась практика пилотных регионов: правительство могло бы выбрать несколько пилотных регионов, там отработать эту инициативу и только потом внедрять дальше.
Сергей Ишков.
Фото мобильного репортера / агентство «Москва»








