Шринкфляция происходит не от хорошей жизни

Как пояснил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов в ходе пресс-конференции в НСН, к уменьшению веса и сокращению объемов в упаковке при сохранении прежней цены – шринкфляции – производители прибегают для того, чтобы не отпугивать покупателей повышением цен.

Фото Яны Маевской

По его словам, зачастую вместо литра молока наливается 900 миллилитров, вместо 400 граммов оказывается всего 380 и так далее: «Вот такая продукция под теми же брендами, что и раньше, в той же упаковке продается. Можно ли это назвать обманом покупателя? Я бы здесь воздержался от таких определений, потому что это был бы обман, если бы там было написано, что это 400 грамм, а продавали бы 380. Вот здесь был бы действительно обман, и с этим можно было бы уверенно идти в суд».

Разговор об этих маркетинговых уловках возникает не впервые, отметил Артем Кирьянов: «В свое время были приняты решения о том, что производители, которые хотят говорить о том, что они работают по ГОСТ, должны использовать ту фасовку, которая в этот ГОСТ традиционно укладывается. То есть речь шла о том, чтобы, скажем, крупа фасовалась по полкило, по килограмму или по два килограмма, а не по 450 грамм и т. д. Чтобы, например, молоко было в упаковке 1000 миллилитров, а не 900 миллилитров. Но вопрос заключается в том, что у нас ГОСТ не обязателен, и если производитель считает, что ему выгоднее по-другому, то он просто не будет пользоваться этим ГОСТ, а выпускать что-то по техусловиям».

По его словам, покупатель должен внимательно читать, что написано на упаковке, а производитель не должен каким-либо образом утаивать всю информацию о предлагаемом товаре.

Как заявил на пресс-конференции председатель Союза потребителей России Алексей Койтов, потребителю зачастую непросто прочитать информацию о товаре: «На упаковке какого-нибудь глазированного сырка вы попробуйте прочитать кегль 0,8 миллиметра, который у нас техническим регламентом предусмотрен. Даже у меня, человека с нормальным зрением, это вызывает трудности. (…) Да, действительно, два года назад у нас был принят ГОСТ, который стандартизировал упаковку, но мы еще тогда сразу высказали сомнение в том, что он будет эффективен. Сейчас я специально прошелся по магазинам, пытаясь найти, какой же товар у нас под этот ГОСТ подходит; где заявлено о том, что он соответствует этому ГОСТ. В результате я не нашел ни одного такого товара».

По его словам, так сложился рынок, что многообразие объемов и весов упаковок стало удобно не только производителям, но порой и потребителям.

«Зачем ломать сложившиеся устои? Мы в этом случае не призываем все застандартизировать по упаковке. (…) Мы не говорим о том, что шринкфляция – это зло, мы не говорим, что это безусловный обман. Это, скорее, по методам и заветам Остапа Бендера, такой сравнительно честный способ отъема денег у населения. Когда мы взяли среднюю цифру снижения веса одной упаковки на продовольственном рынке в 3% и перемножили с оборотом, мы просто диву дались: получилась сумма под 1 триллион рублей, которую изъяли таким образом из кошельков населения», – добавил Алексей Койтов.

«При этом мы говорим, что не надо стандартизировать все упаковки, не надо наказывать производителей, не надо наказывать торговые сети, а просто надо ввести в правила торговли уточнение, что на ценнике рядом с ценой на единицу товара должна быть указана стоимость в перерасчете на стандартизированную единицу измерения, то есть на 1 килограмм или 1 литр», – резюмировал Алексей Койтов.

Тогда, по его словам, любому покупателю без сложных подсчетов сразу станет понятно, что дороже, а что дешевле. Что ему выгодно с учетом известности бренда, состава, качества, а что нет. Хотя все опросы населения, сообщил Алексей Койтов, говорят о том, что большинство россиян, делая выбор, в первую очередь смотрят на цену.

Сергей Ишков.

Фото Яны Маевской

Добавить комментарий