Русский Парнас: судьбы, предметы быта и принципы познания мира

В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Русский Парнас: ученые и творцы эпохи Просвещения», посвященная российским ученым и творцам, пожалуй, самого знаменитого периода истории России.

Название проекта связано с названием известной горы в Греции, считавшейся священным местом вдохновения и посвященной Аполлону и музам – покровительницам искусств и наук. Со временем понятие «Парнас» стало метафорическим символом художественного творчества, возвышенности духа и поэзии, а выражение «взойти на Парнас» означает достичь высот в творчестве или литературе, стать признанным мастером своего дела.

У России был свой, русский Парнас – многообразный, очень яркий. И новая выставка – лишь малая часть свидетельств восхождения на эту высоту.

Экспозиция рассказывает о периоде правления Екатерины II, когда в России были совершены важные открытия в самых различных сферах науки и искусства.

Во дворце царя Алексея Михайловича представлены более 120 предметов из разных музейных собраний, отражающие эпоху Екатерины II и деятельность ее выдающихся современников, проникнутых идеями гуманизма и научного познания мира. Выставка демонстрирует вклад российских ученых и деятелей эпохи Просвещения в развитие науки, образования, искусства и общественной мысли, а также раскрывает их роль в формировании интеллектуального и культурного ландшафта России XVIII – начала XIX века. Отдельное место отведено рассмотрению процесса систематизации науки в XVIII – начале XIX века, когда эмпирические исследования стали неотъемлемой частью повседневной культуры не только ученых, но также представителей дворянства и членов царствующего дома. Посетители увидят уникальные предметы, связанные с именами сподвижников императрицы и выдающихся деятелей искусства и науки ее эпохи.

В XVIII веке в России активно развивались естественные науки. Многочисленные экспедиции обогатили знания о природе страны, поощрялось внедрение технических новшеств. Труды отечественных ученых и творцов дали весомые плоды и стали фундаментом для дальнейшего развития русской просвещенности, определив ее вклад в мировую цивилизацию. Россия в XVIII веке не была замкнутой системой, активно смотрела на восток и на запад, поэтому на выставке представлены, например, голландские, австрийские, немецкие картины и предметы.

Около портрета короля Фредерика, шведского дяди императрицы, расположены увесистые тома знаменитых энциклопедий, составленных Дени Дидро и Деламбером, при дворе очень почитаемыми. Систематизация всех знаний человечества в алфавитном порядке – а еще рассуждения о том, что наука делится на три ветви, в зависимости от типа мышления – память, разум и воображение. С последним проблем в эпоху Просвещения не было, но лишнего не выдумывали – реальность фиксировали точно, со вкусом, в виде подробнейших ботанических иллюстраций к энциклопедиям.

«Количество этих знаний к XVIII столетию накопилось очень большое, тоже и они требовали некоторой систематизации. Поэтому в XVIII веке мы видим, как в Европе, так и в России наблюдаются тенденции по созданию всеобъемлющих трудов, энциклопедий, к которым мы сейчас привыкли. Поэтому появляется целый такой жанр научной иллюстрации, многие из этих изображений, они, например, создавались непосредственно в экспедициях», – отметила куратор выставки Мария Клинина.

Не отставала и живопись, она стала ярким средством познания действительности, гармонично соединяя эстетическую красоту с наукой. Художники того времени увлеченно исследовали человеческую натуру, природные явления и исторические события, прокладывая самобытный путь развития искусства. Украшали и быт, причем с учетом новых точных познаний: столовые сервизы, изразцы, стремясь к точности в наблюдениях и изобретениях. Вот, например, народный гений Кулибин,  придумавший замысловатый подарок Екатерине в виде часов с театром.

Само Коломенское, где проходит выставка, было одним из любимых мест Екатерины II. Императрица не только часто бывала там, но и инициировала строительство нового четырехэтажного дворца (архитектор П. В. Макулов) в 1766-1767 годах. В нем Екатерина II провела практически все лето 1767 года, а позже еще трижды посетила Коломенское – в 1775, 1785 и 1787 годах. Во время этих поездок ее сопровождал сын Павел Петрович, будущий император Павел I, а также внуки Александр (будущий император Александр I) и Константин. Императрица активно занималась преобразованием Казанского яблоневого сада, воплощая свою мечту о гармоничном сосуществовании человека и природы, народной культуры и прогрессивного естественнонаучного знания.

«Сегодня, находясь в этом дворце, мы можем быть благодарны именно Екатерине II, потому что именно по ее повелению за ветхостью был разобран дворец царя Алексея Михайловича, но, благодаря свойственной ей манере и очень педантичному подходу к таким вещам, она повелела очень подробно задокументировать все чертежи и провести подробнейший обмер», – отметила заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности музея-заповедника «Коломенское» Наталия Горькова.

Выставка открыта во дворце царя Алексея Михайловича до 26 апреля 2026 года.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Добавить комментарий