В Московском музыкальном театре им. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко состоялась премьера оперы Чайковского «Орлеанская дева».

Это постановка редко исполняемого произведения великого русского композитора. Авторы спектакля – художественный руководитель оперной труппы и главный режиссер театра Александр Титель, главный художник Владимир Арефьев и приглашенный дирижер Кристиан Кнапп. Художник по свету – Дамир Исмагилов, главный хормейстер – Станислав Лыков. Заглавную партию исполнили Екатерина Лукаш и Лариса Андреева. Ведущие артисты театра – Андрей Батуркин, Антон Зараев, Станислав Ли, Евгений Качуровский, Кирилл Золочевский, Даниил Малых, Мария Макеева, Элеонора Макарова и другие, в том числе молодые артисты и участники стажерской оперной программы, приняли участие в премьерной серии.

Публика с восторгом приняла этот спектакль, приветствуя исполнителей, хор и оркестр, блистательно справившихся с непростым музыкальным материалом. Эта масштабная оперная премьера «Орлеанской девы» стала событием в музыкальной жизни столицы еще и как пример высокого патриотического духа главной героини и ужасной кабалы святош, отправивших Жанну на костер…
«Орлеанская дева» — опера с разнообразной и мощной драматургией. В ней есть и такие интенции композитора, которые выходят за рамки времени, — они о сути характера, о взаимоотношениях личности и толпы, об ответственности, выборе, призвании. Есть и мистериозная составляющая. Чайковский сложил либретто в основном по пьесе Шиллера в переводе Жуковского, полной мистических аллюзий, отсылок к Христову пути. Здесь драма соединяется с мистерией и ораторией — в опере множество великолепных и невероятно красивых хоровых номеров, когда действие почти замирает. Здесь сталкивается театр представления и театр переживания или, если не бояться пафоса, небо и земля», — сказал Александр Титель.

Это пятая опера Чайковского, основанная на подвиге французской героини Жанны д’Арк. Опера создавалась Чайковским в период Русско-турецкой войны (1878 – 1879), что придает ей особую актуальность как истории о цене спасения Отечества. Чайковский стремился создать большую оперу, аналогичную французским образцам того времени.
Кристиан Кнапп: «Орлеанская дева» занимает особое место среди опер Чайковского – это произведение огромного масштаба и сложной формы. Если «Евгений Онегин» кажется идеальным в своей органичности, где каждая фраза, каждая структура ощущается идеально выверенной, то «Орлеанская дева» гораздо более экспериментальна. Здесь композитор начинает формулировать новые идеи и формы, которые позже найдут свое более полное воплощение в «Пиковой даме», «Мазепе» и «Иоланте». Часто великие произведения опережают свое время, и я убежден, что именно это произошло с «Орлеанской девой». Сегодня мы видим огромный и вполне заслуженный интерес к этой опере».

Визуальное решение спектакля, разработанное Владимиром Арефьевым, погружает зрителя в атмосферу XV века, сохраняя при этом современную выразительность. «При создании этого спектакля мы активно опирались на эстетику французской миниатюры XIV – XV веков. Она изобилует сюжетами, выразительной пластикой и богатыми деталями костюмов. Все ткани и гобелены были разработаны исходя из впечатлений от этих миниатюр, а орнаменты создавались с учетом подлинных гобеленовых фрагментов тканей, хранящихся в музейных коллекциях», — рассказал художник-постановщик Владимир Арефьев.
Масштабная декорация представлена грандиозной белоснежной лестницей, которая, взмывая в небеса, занимает всю сцену. Эта тотальная конструкция высотой 7,5 метра с 54 ступенями, благодаря трансформации положений движущихся панелей, на протяжении всего спектакля превращает сценическое пространство то в условную улицу, то во дворец.

Масштабные хоровые сцены являются неотъемлемой частью партитуры Чайковского. Под управлением Станислава Лыкова хор мастерски раскрывает всю палитру эмоций: от скорбных молитв до яростных призывов к оружию, мощно акцентируя трагический масштаб разворачивающихся событий.
К выходу премьеры создан прекрасно иллюстрированный информативный буклет с историческими материалами и примерами художественного воплощения истории Жанны в драматургии и поэзии. Следующий блок премьерных показов оперы «Орлеанская дева» состоится 28 и 29 января. В марте зрителям будет представлена вторая оперная премьера сезона – «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в постановке Александра Тителя и Фёдора Леднёва. Художником-постановщиком выступит Владимир Арефьев, художник по свету – Дамир Исмагилов.
Ирина Шведова.
Фото Александра Иванишина, предоставлено пресс-службой театра








