Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представил выставку «Августейшие. Куклы», которая рассказывает о том, как вторая половина XIX – начало ХХ века стали золотым веком кукол и активным развитием производства игрушек.

В этот период куклы приобрели собственную типологию, их облик соответствовал модным тенденциям, они стали предметами коллекционирования, превратилась в символ определенных идеалов, традиций и стилей.

Я была просто очарована тем, что представили на пресс-показе «Августейшие. Куклы». На ум приходили многие виденные ранее музеи игрушек, но выставка в Пушкинском музее дополнена прекрасными живописными полотнами, акварелями, гравюрами, которые подобраны с большой любовью к эпохе и погружающими в ее атмосферу. Посетителям мужского пола тоже будет чему удивиться и на что посмотреть. По залам выставки можно ходить часами, и все равно что-нибудь да упустишь. Так что однозначно лучше прийти, посмотреть, соскучиться и прийти еще раз, и желательно всей семьей.

Участники выставки: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Государственный Исторический музей, Политехнический музей, Музейно-выставочный комплекс (г. о. Люберцы), Музей «Собрание», частное собрание Дианы Панской, частное собрание Натальи Курочкиной, частное собрание Татьяны Макеевой, частное собрание Валентины Кибальчич, частное собрание Чапкиных-Руга.

В конце XIX века для европейских кукол, продававшихся в России, начали шить наряды, вдохновленные традиционными костюмами губерний Российской империи. Среди экспонатов выставки представлен набор из восьми тряпичных кукол в национальных костюмах народов Российской империи, созданный по случаю официального визита во Францию в 1896 году императора Николая II и подаренный его семье. Параллельно и во Франции возникло увлечение этническими образами. На выставке можно увидеть кукол в характерных для французской провинции Бретань костюмах с бретонской кукольной мебелью.

Особое внимание уделяется воссозданию атмосферы детских комнат рубежа XIX – XX веков, наполненных игрушками, которые помогали девочкам учиться ведению домашнего хозяйства: миниатюрная плита с набором кастрюль, швейная машинка, кукольные и детские сервизы. Девочкам с раннего детства прививали вкус и желание следовать моде, о чем говорят не только обширные кукольные гардеробы, но и модные журналы.

Технический прогресс отразился, прежде всего, на производстве игрушек для мальчиков. В экспозиции представлена детская железная дорога начала ХХ века изготовленная фирмой «Märklin». Изделия этой фирмы были в игровой комнате цесаревича Алексея в Царском Селе. Российское производство металлических игрушек показано предметами фабрики П. П. Талаева, работавшей в Подмосковье в 1910-х годах. Важное место на выставке занимают автоматоны и механические игрушки. Впервые демонстрируются игрушечные французские бульдоги в натуральную величину с подвижной головой, выполненные из папье-маше.

Один из разделов выставки воссоздает атмосферу Нового года и Рождества: искусственная ель начала ХХ века, заснеженная карусель с маленькими куколками, рождественский кукольный домик, елочные украшения, а также принадлежавший цесаревичу Алексею французский театр Гиньоль с ширмой и семью перчаточными куклами, которые сопровождали наследника на протяжении всех праздников года.


Кураторы выставки: Екатерина Лисицына, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина; Диана Панская, коллекционер.
«Кукла XIX века была не только красивой игрушкой, но и инструментом дипломатии и воспитания детей. Она играла исключительную роль в обучении этикету, в том числе детей августейших особ. На нашей выставке представлено большое количество ценных и уникальных экспонатов из частных коллекций и музеев. Мы хотим, чтобы посетители увидели красоту, которая способна воспитать человека, создающего эту красоту. Эта выставка адресована всем, кто помнит, что когда-то был ребенком», – сказала директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольга Галактионова.

«Мы планировали продемонстрировать многообразие кукол XIX века и показать, что каждая из них несла в себе определенную воспитательную функцию. Наряды кукол были созданы в строгом соответствии с модой и этикетом той эпохи. Источники происхождения костюмов различались: некоторые фабрики привлекали профессиональных модельеров для разработки нарядов, существовали и домашние мастерские, где приглашенная модистка сначала одевала членов семьи, а затем создавала аналогичные костюмы для кукол из тех же тканей», – сообщила журналистам коллекционер Диана Панская.

«Главная героиня нашей выставки – фарфоровая кукла, чрезвычайно дорогой предмет. Наша выставка о золотом веке фарфоровой куклы и времени необычного развития игрушек, образования через игру. Куклы были настолько красивыми, что девочка училась ухаживать сначала за ней, а потом за собой и бытом. Именно поэтому в название мы вынесли слово «августейшие», поскольку куклы были доступны только состоятельным слоям населения, дворянству, а иногда исключительно августейшим особам», – отметила старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина Екатерина Лисицына.

Выставка «Августейшие. Куклы» будет проходить в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – ХХ веков до 9 марта 2026 года.
Анна Духон.
Фото Сергея Виноградова









