Вышла в свет книга Владимира Саливона «Инвамир большого футбола». Прежде чем поделиться впечатлениями от прочитанного, поведаю собственную историю.

Лет тридцать назад в отделе спорта одной из газет, где я тогда трудился, раздался телефонный звонок. На том конце провода тренер поинтересовался, нет ли желания у журналистов сыграть в футбол на обычной школьной площадке против команды мальчишек с диагнозом «церебральный паралич». Почувствовав мое замешательство, собеседник успокоил: «Да вы не сомневайтесь в их форме, они вас обыграют!»
Тогда по каким-то причинам не срослось. Но через год мне действительно довелось выйти на поле уже не существующей ныне Малой арены стадиона «Динамо» и сразиться с этими ребятами. И они действительно взяли верх, если память не изменяет, со счетом 4:1.
Так вот, если для меня погружение в инвалидный спорт так и осталось эпизодом, то для Владимира Саливона, с которым мы не один год делили кабинет в редакции «Московской правды», превратилось в дело жизни. Легко сбиться при подсчете количества Паралимпийских игр, зимних и летних, откуда он передавал свои материалы. И кстати, не избегал в журналистской работе дисциплин, которые – в отличие от футбола для атлетов с церебральным параличом или черепно-мозговыми травмами – в программу Паралимпиад не входят.
Тот самый тренер Автандил Барамидзе, с кем я в прошлом веке разговаривал по телефону, а затем встретился на стадионе «Динамо», стал героем книги «Инвамир большого футбола». Увы, его уже нет с нами, и здорово, что память об этом подвижнике запечатлена в иллюстрированном томике на триста с лишним страниц, увидевшем свет в уходящем году. Нельзя не присоединиться к словам Ивана Потехина, паралимпийского чемпиона и нынешнего главы Всероссийской федерации футбола, которая объединяет эту категорию спортсменов: «Самым главным памятником Автандилу Михайловичу был, есть и будет сам отечественный футбол 7х7, который, на мой взгляд, достаточно успешно развивается в нашей стране».
Летопись славных выступлений сборной страны перемежается интервью с людьми, нашедшими свой путь в инваспорте, себя ему посвятившими. Не может не тронуть история Дмитрия Миненко, который мечтал быть футболистом, но потерял здоровье в результате автоаварии. И все же сумел вернуться на поле, пусть и в иной разновидности игры.
Речь в книге не только об игроках. Например, меценат Лев Черной, много сделавший для развития этой дисциплины, сетует на политические игры, помешавшие россиянам выступить на Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро: «Наказали по ложному обвинению в том, что все наши ребята употребляют запрещенные препараты. Под сомнение поставили чистоту всего коллектива. Причем не предъявив никаких доказательств. А у нас, напротив, контраргументы есть. А заключаются они в том, что российских футболистов ни разу не уличили в применении допинга». Врач команды Изольда Чкония признается: «Сердце кровью обливается, когда мы отбираем игроков в окончательную заявку на соревнования. Большинство достойно в ней оказаться. Всех хочется взять. Но такого, как вы сами понимаете, не бывает».
Читатель легко убедится, ознакомившись с этими высказываниями, сколько драматичных ситуаций возникает и на поле, и вне его. Людям приходится многое преодолевать – и сопротивление соперников, и самих себя, и сложные обстоятельства. Футбол, который они выбрали, называют адаптивным. Однако книга Владимира Саливона убеждает: спортсмены не адаптируются к игре, а заставляют жизнь подчиняться своим правилам.
Георгий Морозов.
Фото автора








