Об этом заявил член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Ашманов в ходе пресс-конференции в ТАСС, посвященной результатам работы СПЧ в 2025 году.

По его словам, ситуация с повсеместным и бездумным внедрением ИИ развивается слишком быстро, в связи с чем возникают риски для прав человека в цифровой среде: «Мы видим безумное раздувание «пузыря» искусственного интеллекта. Нам изнутри этого «пузыря» трудно воспринимать реальность. Он вроде бы весь такой радужный, переливается… Но если вспомнить по аналогии «пузырь» блокчейна, который был 5 – 7 лет назад, то мы увидим, что тогда тоже казалось, что это главная технология XX и XXI века и после ее внедрения все будет другое, везде будет блокчейн. Тогдашние «евангелисты» блокчейна говорили, что скоро 10% мирового ВВП будет производиться блокчейн технологиями. Все это куда-то делось, хотя было вписано во все госпрограммы, стратегии и т. д. А делось все неизвестно куда, потому что все это была неправда. Это были технологии узкого применения. Сейчас те же самые люди нам рассказывают, что везде будет один сплошной искусственный интеллект, и он опять поменяет нашу жизнь, решит все наши проблемы, заменит недостающих нам работников и так далее».
По словам Игоря Ашманова, больше года назад стало ясно, что с этим надо что-то делать: «Дело в том, что весь мир все эти возможные риски давно видит, и во многих странах уже принято то или иное законодательство об искусственном интеллекте, о его ограничении, в первую очередь, в социальной сфере – в области прав человека, в области госуправления, образования и так далее. У нас никаких таких законов нет. У нас есть даже россыпь законов, они все узкие. Есть, например, закон, согласно которому коллекторам, которые выбивают из людей долги, нельзя применять чат-бот, который все время дозванивается и достает человека. Они, понятное дело, могут это делать каждые пять секунд. И вот есть узкий закон, который им делать это запрещает. Но нормального закона о безопасном использовании искусственного интеллекта у нас нет. Хотя и в США, и в Китае, и в Европе и так далее такие законы есть. У нас цифровой бизнес, который занимается накоплением первичного цифрового капитала, крайне против такого регулирования. Он говорит, что если мы будем эту сферу регулировать, то у нас замедлится развитие этих технологий, но на самом деле это лукавство, потому что, во-первых, мы говорим о регулировании использования искусственного интеллекта, а не о регулировании технологий. Во-вторых, все, за что борется цифровой бизнес, это выкачивание персональных данных пользователей и внедрение технологий по втюхиванию. Они хотят знать о нас все и использовать это для стимуляции импульсных покупок, для ценовой дискриминации и вообще для того, чтобы зарабатывать больше денег».
В отличие от цифрового бизнеса чиновники, по его словам, воспринимают эти технологии как возможность знать все про всех и использовать это как новую цифровую власть: «Знать все о человеке и иметь возможность в любой момент присвоить ему какой-то рейтинг, отключить его от каких-то услуг и так далее. С учетом всего этого мы решили, что надо что-то с этим делать и год назад создали рабочую группу при Комитете по конституционному законодательству при Совфеде. В ней мы начали разрабатывать закон о безопасном использовании искусственного интеллекта в социальной сфере. Мы все понимаем, что в обороне или в промышленности это полезная вещь, и там это регулировать не надо, а надо стимулировать. Но в законотворчестве, в судебном деле, в образовании, в госуправлении регулировать надо, там нужны санитарные правила».
Как сообщил Игорь Ашманов, сейчас работа над этим законопроектом фактически закончена, и во время последней встречи президента с членами СПЧ он попросил Владимира Владимировича Путина создать какую-то структуру вроде межведомственной рабочей группы для того, чтобы как можно быстрее этот законопроект рассмотреть и принять.
Как сказал Игорь Ашманов, авторы законопроекта уже сейчас ожидают очень серьезного сопротивления, потому что у нас кроме цифрового бизнеса и его лоббистов еще есть эйфория чиновников и правительства по поводу того, как искусственный интеллект решит любые проблемы.
Сергей Ишков.
Фото discover24.ru













