В «Ленкоме Марка Захарова» состоялась премьера спектакля «Репетиция оркестра» (16+). Это первая постановка заслуженного деятеля искусств России Владимира Панкова в должности художественного руководителя театра.

Градус волнения артистов и зрителей в премьерный вечер зашкаливал. Казалось, что в зале «Ленкома» собрался весь столичный бомонд.
На служебном входе один за другим появлялись руководители столичных театров – Геннадий Хазанов, Ирина Апексимова, Нонна Гришаева, Олег Леушин, в зале присутствовало множество представителей СМИ, телевизионные камеры… Поклонники «Ленкома», затаив дыхание, держали кулаки, желая любимому театру нового творческого прорыва.
Художественный руководитель Владимир Панков, задавшийся революционной целью объединить труппу в едином порыве, смело вывел на сцену весь захаровский коллектив. Народные и заслуженные артисты, молодежь, оркестранты и «Аракс», вокальная и танцевальная группа слаженно работали бок о бок два часа без антракта: всего на сцене появилось более ста человек.
Один за другим на подмостки под аплодисменты зала в небольших ролях выходили представители «старой гвардии», десятилетиями создавшие славу этого театра.

Иван Агапов (телережиссер), Александр Сирин (переписчик нот), Александра Захарова (арфистка), Татьяна Кравченко (первая флейта), Виктор Раков (концертмейстер вторых скрипок), Сергей Степанченко (администратор оркестра), Андрей Леонов (первый кларнет), Любовь Матюшина (мудрая скрипачка), Елена Степанова (трепетная скрипачка), Александр Карнаушкин (первый тромбон), Станислав Житарев (спящий виолончелист), Анна Большова (пьющая скрипачка), Геннадий Козлов (первая труба), Антон Шагин (валторнист), Инна Пиварс (оркестрант), музыканты и солисты «Аракса» Анатолий Абрамов, Александр Садо, Илья Трофимов – каждого из них зал встречал радостными аплодисментами, за каждым тянулся шлейф великолепных ролей.
На сцене также появились Анна Якунина (пианистка), Максим Аверин (концертмейстер первых скрипок), Владимир Юматов (тубист), Александра Волкова (профсоюзный работник)…

Стремительный Дмитрий Певцов в роли дирижера возник уже ближе ко второй части спектакля, когда присутствующие члены оркестра громко и скандально начали заявлять о себе и своих амбициях.

Герою Певцова предстояло по сюжету объединить этот разношерстный коллектив, вдохновить его на общее дело. Музыканты ведь, как и театральные артисты, – птицы шалые и вольные. Общая эстетическая и идейная платформа этих разнородных по своему характеру творцов, как говаривал незабвенный Марк Анатольевич, не должна быть закована в жесткие границы, должна быть подвижна. Но только до известного предела. Потому что чтобы заставить подобную «стаю» лететь в заданном направлении, «нужна твердая режиссерская рука, одна-единственная воля, один-единственный мозг, и одна-единственная, лучше бы божественная, интуиция»… Короче, нужен творец-дирижер с сильным организаторским талантом. И похоже, что «Ленком» в лице Владимира Панкова такого дирижера наконец-то обрел.

Дух Марка Анатольевича в этот вечер незримо царил над сценой, присутствуя в каждом монологе. Какой бы текст ни произносили артисты, все было о них самих и о «Ленкоме», где как в капле воды отразился весь океан мирового театрального процесса. Зрители в коллизиях сюжета мгновенно ловили сиюминутность проблем и воспринимали происходящее близко к сердцу. Потому что оркестр, на репетиции которого мы в тот вечер присутствовали, являлся срезом не только самого театра, но и любого общества, структуры, государства. Этот спектакль был про каждого из нас. Про наши собственные боли, радости, про творческую ревность, конфликты, про любовные коллизии и веру в дело, которому человек отдает себя без остатка. Дела, ради которого можно ночевать после затянувшейся репетиции на сцене, сносить колкие замечания режиссера и даже работать годами практически бесплатно.

«Репетиция оркестра» – театральная постановка по мотивам известного фильма Федерико Феллини. Сюжет крутится вокруг симфонического оркестра, о котором в старинной капелле снимает фильм некий телережиссер. Герой (его в спектакле замечательно играет Иван Агапов) присутствует на репетиции, в перерывах беседуя с участниками коллектива, пытаясь определить, какую роль отводит себе в общем деле каждый. Но в процессе съемок происходят неожиданные события – недовольные дирижером и подстрекаемые профсоюзными «серыми кардиналами» музыканты устраивают митинг, забастовку, в финале перерастающие в массовую потасовку.

На самом деле ситуация эта в той или иной степени знакома многим труппам, лишившимся своего отца-основателя, на место которого дерзают заступать новые лидеры. Ведь любой артист считает себя в глубине души Страдивари, Амати или Гварнери. Но когда в той же душе искусство начинает уступать место тщеславным амбициям, то заиграться можно легко, и уже никакой дирижер не будет угоден такому коллективу. Расползутся, как лебедь, рак и щука. И об этом тоже идет речь в спектакле.

Главная же мысль постановки «Репетиция оркестра» заключена в том, что если мы хотим услышать свой голос в пространстве, если хотим многократно усилить его, то нам нужно непременно учиться встраиваться в целое. И тут без руководящей палочки дирижера не обойтись: без него музыки не будет, останется лишь какофония.

К чести Панкова надо отметить, что он сумел впустить в сюжет Феллини поток свежего ветра, сделав действо ярким, артистичным, актуальным.

Легендарный захаровский театр снова заиграл всеми гранями, демонстрируя свою истинную мощь и подтверждая статус интереснейшего коллектива столицы. Период беспокойства и сомнений на Малой Дмитровке, 6, похоже, остался позади. Новый художественный руководитель вместе с директором Дмитрием Берестовым за полгода сумели осуществить главное – вернуть зрителю добрый старый «Ленком», все «инструменты» которого наконец-то зазвучали в унисон.
«Репетиция оркестра» состоялась. Выиграли в итоге мы все – зрители, артисты, театр.
Елена Булова.
Фото автора









