Электронная торговля, становясь ближе и доступней, активно задает тренды на потребительском рынке: остается все меньше товаров, которые нельзя было бы заказать онлайн с помощью нескольких кликов в приложении на смартфоне или планшете.

Но это, как говорится, первая часть удобства. Вторая – это получить заказанный товар как можно ближе к дому. И тут на помощь жителям столицы пришел проект «Московский постамат». К декабрю 2025 года в подъездах московских домов в рамках проекта уже установлено более 1100 постаматов, в которых в любое время суток можно получить товары весом до 15 кг.
Как рассказала Элина Клименко, заместитель генерального директора фонда «Московский инновационный кластер», в планах проекта – нарастить сеть терминалов по всему городу.
– Со временем постаматы в подъездах станут такой же неотъемлемой частью домовой инфраструктуры, как и почтовые ящики, – говорит Элина Клименко. – Жителям столицы не придется, делая покупки, выкраивать время для похода за товаром, тратить время на очереди у стойки сотрудника пункта выдачи. Человек сможет спуститься к постамату днем или ночью и забрать свой заказ, введя код для открытия ячейки. Важно, что пользоваться постаматом могут только жители подъезда, в котором он установлен. Он не рассчитан ни на тех, кто проживает в соседних подъездах дома, ни, тем более, на жителей соседних домов.
Что касается сохранности груза, то все меры предосторожности предусмотрены. Во-первых, ячейка открывается по уникальному коду, который может быть использован только один раз для доставки или получения конкретного заказа в определенном постамате сети. Сам код приходит клиенту непосредственно от маркетплейса или онлайн-магазина. Во-вторых, ячейки постамата находятся под круглосуточным видеонаблюдением. Видеокамера фиксирует, как курьер кладет товар в ячейки и как заказчик забирает свой товар.
Как разместить постамат в доме?

Надо заполнить соответствующую форму на портале. Сделать это могут собственники квартир и зарегистрированные жильцы. После обследования подъездов на технологическую возможность размещения постаматов на платформе «Электронный дом» появится опрос жителей. Если большинство участников проголосует за, терминал установят на тестовый период, в течение которого организуют общее собрание собственников. Тестовый период длится не более 11 месяцев, жители будут пользоваться постаматом и оценивать его удобство. После этого на той же платформе «Электронный дом» собственники голосованием решат, нужен ли им постамат в доме на постоянной основе.
– Голосование обязательно должно проходить через «Электронный дом», – объясняет Элина Клименко. – Сделано это для обеспечения безопасности, прозрачности и легитимности процесса голосования и опросов за счет идентификации через учетную запись на портале mos.ru. Всем пользователям мобильного приложения «Электронный дом» придут пуш-уведомления. Их также получат пользователи других мобильных приложений правительства Москвы. А собственники, сведения о которых есть в государственных информационных системах города, дополнительно получат СМС и электронные письма.
Кстати
Все расходы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием постаматов, несут владельцы постаматов, партнеры проекта. Постамат подключен к розетке, к электропитанию, но эти расходы не касаются жителей, электроэнергию оплачивают собственники терминала. Расчет ведется исходя из мощности постамата в соответствии с его техническими характеристиками. При этом размер тарифа на возмещение потребляемой электроэнергии соответствует тарифу на электроснабжение, применяемому в отношении общедомового потребления электроснабжения.
Полное обслуживание терминалов, включая их починку и мойку также выполняются владельцами устройств. Жителям достаточно соблюдать правила эксплуатации постаматов: габариты заказа не должны превышать 35×50×45 сантиметров, по весу быть не более 15 кг, а по содержанию – не иметь скоропортящиеся товары. Хранится заказ в терминале в течение трех суток.
Мона Платонова.









