На Киностудии имени Горького открыт памятник создателям «Семнадцати мгновений весны»

18 декабря 2025 года на знаменитой Киностудии имени Горького произошло событие, которого ждали многие поколения зрителей – открытие скульптурной композиции, посвященной людям, создавшим для страны главный сериал о войне и разведке.

Скульптурная композиция посвящена писателю Юлиану Семёнову, режиссеру Татьяне Лиозновой и актеру Вячеславу Тихонову.

День, когда история ожила в бронзе

На церемонии открытия говорили о памяти, дружбе, и о том, как одно произведение стало частью культурного кода нации.

Открытие памятника стало кульминацией юбилейного года – 110-летия Киностудии Горького и 105-летия Службы внешней разведки России. Но для собравшихся – кинематографистов, историков, поклонников и родственников легенд – это был, прежде всего, день личной памяти и общественной благодарности.

 «Привет, Семён! Я это сниму». История рождения шедевра

Во время церемонии к микрофону пригласили человека, чья судьба неразрывно связана и со студией, и с фильмом. Народный артист России, легендарный кинооператор, профессор ВГИК Игорь Клебанов поделился историей, которая могла бы стать сюжетом отдельного фильма.

«Студия действительно легендарная. Я здесь десятилетиями работал, – сказал Игорь Клебанов. – Но самое важное для этой истории происходило в кабинете моего отца, редактора студии Семёна Клебанова. Юлиан Семёнов называл его «крестным отцом кинематографа», потому что круг общения отца был невероятно широк. Именно он в начале 60-х заметил дерзкую публицистику молодого журналиста Семёнова, а потом и его повесть «При исполнении служебных обязанностей». Отец пригласил Юлиана на студию, и так началась его блестящая карьера сценариста».

А потом, как в хорошем сценарии, случился поворотный момент. «Однажды в кабинет отца вошла талантливая режиссер, ученица Сергея Герасимова, Татьяна Лиознова. «Семён, привет! – сказала она. – Прочла книгу твоего друга. «Семнадцать мгновений» хочу ставить». «Танюша, должен тебя огорчить, – ответил отец. – Картина запущена на «Ленфильме» и уже в подготовительном периоде».

Как отметил Игорь Клебанов, для Лиозновой слова «нет» не существовало. «Ничего не знаю, – сказала она. – Езжай на телевидение, постарайся что-то сделать». О чем говорил редактор с генеральным директором Гостелерадио Сергеем Лапиным, история умалчивает. Но через несколько дней на студии Горького появился приказ о запуске. И 11 августа 1973 года Москва замерла. Потому что пошел показ этого шедевра».

В бронзе и в памяти: как создавался памятник

Автор скульптурной композиции, народный художник России, председатель Союза художников России Андрей Ковальчук признался, что работал над образом с особой теплотой.

«Когда вышел фильм, я, будучи юношей, каждый вечер ждал следующей серии, гадал, что же будет. Это было что-то фантастическое, на всю жизнь, – поделился скульптор. – В основу композиции легла реальная фотография со съемок: момент творческого диалога режиссера Лиозновой и актера Тихонова. А рядом, на режиссерском стуле, наблюдает за процессом «отец» Штирлица – писатель и сценарист Юлиан Семёнов. Мне хотелось разделить группу на два смысловых элемента: созидателей-авторов и творцов-исполнителей. Сливать их в одну массу было бы неправильно».

Голоса памяти: «Они были предельно искренни»

Торжественную церемонию открыли официальные лица. Министр культуры РФ Ольга Любимова подчеркнула значение студии. Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин отметил историческую и патриотическую роль ленты. Но самые пронзительные слова прозвучали от дочерей создателей легенды.

Ольга Семёнова, дочь писателя, начала свою речь с его же цитаты: «Мой отец Юлиан Семёнов говорил, что в других странах человек на слуху, пока жив, а у нас умеют хранить память. То, что мы все здесь, доказывает, что он как всегда был прав. Я благодарна создателю композиции Андрею Ковальчуку, инициативной группе поклонников, студии. Спасибо спикерам, которые нашли время, чтобы отдать великий долг памяти трем творцам. Они были предельно искренни в своем творчестве. Именно поэтому все, что они сделали, до сих пор так актуально. Светлая им память».

Актриса Анна Тихонова, дочь народного артиста СССР Вячеслава Тихонова, говорила тепло и лично: «В трудовой книжке Вячеслава Васильевича была лишь одна запись – «Киностудия имени Горького». Это его родной дом. А люди, с которыми он запечатлен в бронзе, – его настоящие друзья. С Юлианом Семёновым у него были особые отношения. Когда Юлиан тяжело заболел, отец надиктовывал для него на магнитофон свои рассказы, воспоминания, слова поддержки… Мало кто знает, что Юлиан посвятил отцу рассказ «Нежность» о молодом Исаеве.

Мгновение, ставшее вечностью

На гранитном постаменте застыли в вечном творческом союзе задумчивый Юлиан Семёнов, собранная и внимательная Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов, вслушивающийся в указания режиссера.

Они больше не покинут студию. Теперь все, кто будет приходить сюда – на экскурсию, на съемки в обновленных павильонах, в молодежный «Кинокампус Горького», – будут проходить мимо них.

Юлия Смагринская.

Фото и видео автора

По материалам «Мой Дом Москва»

Добавить комментарий