В Театре на Юго-Западе состоялась премьера спектакля «Покровские ворота» (16+) режиссера Олега Леушина. Художественный руководитель коллектива решил обратиться к пьесе Леонида Зорина, переносящей нас в атмосферу столицы шестидесятых годов прошлого века.

Нет необходимости рассказывать подробно этот смешной сюжет, который зрители хорошо помнят по одноименной картине Михаила Козакова. В спектакле, как и в фильме, яркая и властная женщина «рулит» сразу двумя мужчинами, не готовая отпустить ни одного из них на свободу. Вокруг анекдотической этой ситуации все, собственно, и строится.
Режиссер прекрасно понимал неизбежность сравнения спектакля с легендарной кинолентой и совершенно не собирался ни пошагово воспроизводить фильм на сцене, ни нарочито абстрагироваться от него. Его режиссерское решение, пожалуй, единственно верное: Олег Леушин заходит на «зоринскую» территорию, достоверно создавая атмосферу того времени, сохранившуюся в памяти многих людей, с ее по-детски безмятежной радостью, невысоким семейным достатком, социальной защищенностью и верой народа в светлое будущее.
Именно эта атмосфера, навеянная старым фотоальбомом, со страниц которого по новому взглянули на постановщика его улыбающиеся молодые дедушка и бабушка, и стала отправной точкой режиссерского поиска.
Но спектакль этот, похоже, существовал в Олеге Леушине задолго до начала репетиций. Постановка выросла из ощущений, точно переданных в признаниях главного героя, что стоит только ему прикрыть глаза, как в памяти возникает старая Москва. С ее «зданиями, еще не снесенными», и с «незастроенными пустырями». Та Москва, где дома, «в которых сегодня ждут и ревнуют», еще не взметнулись ввысь. Эти дома пока еще существуют только на ватмане или даже в воображении архитекторов. И Чертаново находится за городской чертою. И тропинки Тропарёва еще безлюдны…
Зоринский текст вводит нас, зрителей, в столицу шестидесятых в район Покровских Ворот и классическую коммуналку, в общий коридор которой выходят семь одинаковых дверей.
Эти двери (сценография Олега Леушина) постоянно перемещаются по сцене на колесиках и служат основным конструктивным элементом декорации. Они то выглядят деревянными и обшарпанными, то обретают зеркальную загадочную поверхность, то вдруг распахиваются и становятся проходом в какие-то другие миры. Те самые миры, куда за годы монотонной супружеской жизни так и не смог вырваться Лев Евгеньевич Хоботов (Сергей Климов).
Хоботов, переводчик иностранной поэзии, долгое время жил, не пользуясь своим законным правом выбора. Этот выбор совершала за него супруга Маргарита Павловна (Ксения Ефремова).
К чести актрисы, ее персонаж разительно отличается от своего экранного прототипа, созданного блистательной Инной Ульяновой. Сценический образ Маргариты Павловны также необыкновенно убедителен: перед нами женщина-вамп, особа весомых достоинств – яркая, манерная, стервозная. Абсолютно авторитарная Маргарита Павловна стремится к власти над всеми мужчинами, которые попадают в зону ее женского внимания. В героине есть что-то угрожающе демоническое, такой дорогу переходить точно не следует.
И уж кто как не Людочка (Елена Лунцова), молоденькая и наивная, отлично это чувствует. Что касается романтичного Льва Евгеньевича, то он психологически, несмотря на возраст, от Людочки ушел не слишком далеко. Они действительно «нашли друг друга»: оба не способны дать отпор кому бы то ни было. Оба ведут себя как расшалившиеся дети, радующиеся, что их не застукал всевидящий взгляд строгой мамаши.

Необычно решен в спектакле и персонаж Велюрова, верного бойца Мосэстрады, исполнителя куплетов и фельетонов (Антон Сёмкин) Этот Велюров вообще ничем не повторяет образ, созданный незабвенным Леонидом Броневым. Велюров Сёмкина вполне тянет на завсегдатая современных светских тусовок, принимает многозначительные позы, бесконечно любуется собой. Глядя на героя, временами даже можно усомниться в однозначности его ориентации.

Старожилом коммуналки является, конечно же, Алиса Витальевна (Татьяна Городецкая), восторженно радующаяся возможности переживать чужие страсти в непосредственной близости от Покровских Ворот. Это она радушно приютила молодого племянника, студента-историка Костика (Егор Кучкаров) в своей квартире.

В разные двери коммуналки то и дело в хорошем темпе забегают прочие зоринские персонажи: Соев (Александр Байдаков ), его жена (Илона Барышева), Света (Людмила Лазарева), работница ЗАГСа Алевтина (Екатерина Жирова), Савранский (Игорь Михмель), сосед по двору Леонтий (Владислав Шкляев-Корсунский).

Постоянным обитателем коммуналки является и великолепный Савва Игнатьевич (Александр Шатохин), активно донимающий пришедших в гости Орловичей (артисты Антон Белов и Елена Шестовская) своими штихелями.


С легкой руки Олега Леушина, благодаря хлопающим дверям, границы коммуналки дома у Покровских Ворот постепенно раздвигаются до необъятных размеров. Зрителям начинает казаться, что и весь город, в котором разворачиваются события, и вся страна есть все та же большая коммуналка. Здесь каждый на виду, здесь невозможно спрятаться от пристального взгляда общественности, проявляющей навязчивую социальную заботу. Из-за каждого угла, из каждого окна, из-за каждого цветочного горшка за вами наблюдает пара внимательных глаз. Здесь каждый точно знает, как именно следует жить соседу и дает ценнейшие (читай – ненужные) советы, опираясь на собственный богатый жизненный опыт или на личные тайные амбиции. Если здесь что-то обсуждают, то это делают все. Если отплясывают, то отплясывают тоже все и действительно от души.

Такой, собственно, и была реальная атмосфера большинства столичных коммуналок во времена молодости Зорина. Люди делились новостями, ходили к соседям за солью и спичками, оставляли ключи, отправляясь на дачу, доверяли детей «до вечера на присмотр» и просили приглядеть за кошкой.
Новым поколениям, объединенным безграничным пространством гаджетов, а в реальности – наглухо ими разделенным, этого не понять. Но старшее поколение порой грустит по тем временам, по той душевной распахнутости.
В спектакле подобная атмосфера передана посредством популярной советской музыки, звучавшей в те годы из каждого открытого окна, с экранов телевизора, когда еще существовали всего одна-две телепрограммы.
Завораживающе прекрасно решена в постановке Олегом Леушиным сцена на катке на Чистых прудах! Пары скользят по условному льду, играют замечательные мелодии, мелькают костюмы – скромные, в духе времени (яркая стилизация от художника Ольги Ивановой). На заднем плане горят новогодние огоньки, а сверху валит настоящий снег (на сцене работает снегомашина). Воспоминания, как и падающие на головы хлопья, буквально накрывают нас с головой…

У Олега Леушина получился хороший спектакль. Он закрывает актуальную нишу существующей сегодня ностальгии по советским временам. Это постановка с тонким юмором и ненавязчивым разговором о корнях, о теплых отношениях между людьми. Постановка с ключевыми темами – понятными и прозрачными. С оригинальным эмоциональным саундтреком, отличным от фильма, но при этом не слишком далеко уходящим от него по стилистике.
Создатели стремились подарить зрителям к Новому году праздник, и это у них получилось. На сцене возникает пространство, в котором словно за одним большим столом собираются люди, готовые вот-вот разъехаться из этого коммунального очага в разные стороны навсегда. И в этой их последней неторопливой встрече проявляются все те, кого знал автор, кого знал режиссер, кого знаем мы сами – те, кто не возникал на нашем горизонте сто лет, и кого уже вовсе нет на этой земле. Леушинская история произрастает на перекрестье их разговоров, это история большого дома. А в сущности – история всей страны.
Елена Булова.
Фото автора








