24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х годов.

Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, переход на которое был осуществлен к 1963 году.
Всеобщее восьмилетнее образование должно было охватить всех детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет. Тех, кому было уже 16 лет и больше и кто в силу возраста не мог закончить восьмилетнюю школу, направляли завершать обучение в вечерние или сменные школы. Они до 1958 года назывались школами рабочей и сельской молодежи. Здесь же получали полное среднее образование (11 классов) и ребята, окончившие восемь классов средней школы.
Теперь нагрузка на вечерние школы значительно выросла, и сеть учебных заведений такого типа начали увеличивать. Вечерние школы стали размещать в зданиях общеобразовательных школ, клубов, дворцов культуры, административных зданиях и других пригодных для учебы помещениях. А кроме вечерних и сменных, некоторые бывшие школы рабочей и сельской молодежи стали еще и заочными.
Полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Производственное обучение проводилось в учебных производственных цехах ближних предприятий, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. Так, молодежь приобретала навыки, которые потом могли пригодиться в ее будущей профессии. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.

«К середине 1950-х гг., по мнению руководства СССР, система народного образования страны нуждалась в преобразованиях, – пишет в статье «Об укреплении связи высшей школы с жизнью» Анастасия Конохова. – Эту идею Н. С. Хрущёв выдвинул уже на XX съезде КПСС, проходившем с 14 по 25 февраля 1956 года. В резолюции съезда были намечены некоторые направления будущей реформы, которая была осуществлена в 1958 году под лозунгом «За тесную связь школы с жизнью».
Главные проблемы системы среднего и высшего образования нашли отражение в «Записке о системе народного образования СССР» Никиты Хрущёва. Недостаточно высокий уровень подготовки молодых специалистов Хрущёв назвал одной из главных проблем: «Приедет в колхоз девушка или молодой человек, они ходят вокруг да около, а практически председателю колхоза, как лучше вести хозяйство, помочь не могут».
Кроме того, Хрущёв особо подчеркнул распространенную в тот период тенденцию, когда большинство учеников общеобразовательных школ стремились получить высшее образование. По мнению Хрущёва, виноваты в этом прежде всего родители, которые «пугают» детей перспективой стать рабочими. Хрущёв сделал вывод о том, что человек, занимающийся физическим трудом, считается в обществе второсортным. Абитуриент готов пойти в любое высшее учебное заведение, на любую специальность, чтобы только не остаться без высшего образования. Вот и выходит, что множество выпускников вузов занимаются не своим делом.
В «Записке» отмечалось, что отношение к высшему образованию как к самоцели приводит к понижению качества подготовки специалистов.
Хрущёв также считал негативным тот факт, что в вузах в основном учились дети служащих и интеллигенции, а рабочих и крестьян – всего 30 – 40%.
«Таким образом, в Советском Союзе интеллигенция «воспроизводила» сама себя и не имела постоянных связей с трудовым народом, – пишет Анастасия Конохова. – Перед властями стояла задача ограничить поток абитуриентов в высшие учебные заведения и направить отсеявшихся на работу, не связанную с интеллектуальным трудом. Кроме того, необходимо было добиться, чтобы молодые специалисты с высшим образованием шли непосредственно на производство, а не в конструкторские бюро и научно-исследовательские институты».
Н. Хрущёв в «Записке о системе народного образования СССР» сообщал: «Главным, коренным пороком нашей средней и высшей школы является их оторванность от жизни. За этот недостаток работники народного образования и высшей школы не раз подвергались критике, но положение практически почти не меняется. (…) Наша школа-десятилетка в настоящее время не решает задачи подготовки молодежи к жизни, а готовит ее только для поступления в вузы. У молодежи, оканчивающей среднюю школу, а также в семьях, в педагогических коллективах школ крепко держится мнение, что так и должно быть, что наша средняя школа призвана готовить людей только для того, чтобы обеспечить комплектование высших учебных заведений, чтобы затем эти люди получали высшее образование. Жизнь давно уже показала, что такое представление о задачах средней школы является неправильным. (…) Физический труд от умственного труда у нас еще резко отличается, а по наследству от старого осталось еще такое положение, что как бы отдается предпочтение какой-то части молодежи, которая обязательно должна зачисляться в высшие учебные заведения и не идти на заводы или в колхозы. А остальные – это те, кто «не вышли в люди» и «не проявили способностей». Они-то и должны идти на производство. Это в корне неправильно и противоречит нашему учению и нашим устремлениям».
Решить эти проблемы и была призвана реформа системы образования 1958 – 1961 гг. Главными направлениями этой реформы стали изменение социального состава студентов и максимальное увеличение срока студенческой производственной практики по специальности.
Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трех лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами.
«По новым правилам, студенты вузов СССР в течение I – III курсов (в зависимости от специальности) должны были обучаться преимущественно на вечернем или заочном отделениях «без отрыва от производства», то есть одновременно работая, желательно по получаемой специальности, – рассказывает в своей монографии Анастасия Конохова. – Далее студент мог сам выбрать, переходить ему на дневное отделение или продолжать обучение в прежнем режиме».
По мнению разработчиков реформы, такая система могла решить сразу несколько проблем. С одной стороны, более близкое знакомство студентов с производством должно было сделать будущих специалистов более уверенными после окончания вуза. К тому же принятые меры облегчали попадание в вузы детей рабочих и крестьян. И главное, теперь дорога в вузы была связана непосредственно с общественно-полезным трудом, который, как считалось, имеет большие воспитательные функции.
Реализация реформы началась немедленно. Не только первокурсники, поступившие в вузы в 1959 году, переводились на новую систему обучения, но и для старшекурсников в срочном порядке организовали «более тесную связь с жизнью»: их отправили на длительную практику на штатные инженерно-технические должности.
Реформа не принесла ожидаемых результатов. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки учащихся: ребятам из-за профессиональной подготовки часто просто не хватало времени на простую учебу общеобразовательного курса.
В 1964 – 1966 гг. школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении восьмилетнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка осталась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой.
Кроме того, в 1964 году появилось постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О сроках подготовки и улучшении использования специалистов с высшим и средним специальным образованием». Было признано, что длительная производственная практика имеет огромное воспитательное значение, но ведет к падению теоретического уровня выпускников. Постановление вводило кратковременную для студентов после второго или четвертого семестра и длительную преддипломную практику. Во многом это было возвращением к системе, которая существовала до 1958 года.
Идея перевода студентов на обучение, совмещенное с одновременной полноценной работой по специальности, потерпела неудачу. Классическая система высшего образования оказалась более эффективной для подготовки высококвалифицированных специалистов.
Сергей Ишков.
Фото russiainphoto.ru и ru.pinterest.com








