С нового года, как обычно, вводятся некоторые новые нормы. С 1 марта вступит в силу Постановление правительства «Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования».

Оно вышло в начале ноября прошлого года (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202511060014) и, понятно, стало широко обсуждаться. Практически все СМИ писали и пишут, что Роскомнадзор получит право отключать российский сегмент интернета от мировой сети.
Однако в многостраничном постановлении нет слов «отключить», «блокировка» и тому подобных. На нескольких страницах перечисляются угрозы внешнего вмешательства и дается перечень мер для их пресечения. В частности, угрозой считается «нарушение способности сети связи противостоять попыткам несанкционированного доступа к техническим и программным средствам сети связи общего пользования, преднамеренным дестабилизирующим внутренним или внешним информационным воздействиям».
Тем не менее пресса и социальные сети полны тревожных комментариев. Как предполагают некоторые эксперты, издержки могут быть значительными. Бизнес во многом зависим от иностранного программного обеспечения, и отключение от него – удар по компаниям, предприятиям, изоляция неизбежно приведет к отставанию в технологиях, скажется на экономике в целом. Разумеется, скажется и на повседневной жизни граждан. Начавшаяся еще летом временная блокировка мобильного интернета в некоторых регионах не дает возможности написать сообщения, переслать документы, заплатить в магазинах с помощью QR-кода.
Официальные власти обосновывают усиление государственного контроля над интернетом необходимыми мерами безопасности. Например, с 31 декабря прошлого года весь Камчатский край оказался без мобильного интернета. Губернатор сообщил, что ограничения «введены на федеральном уровне в целях безопасности жителей и защиты стратегически важной инфраструктуры», опасность БПЛА «актуальна не только для западных границ нашей страны, ограничения будут сняты, как только позволит стратегическая и тактическая обстановка».
И только через две недели, 13 января уже нового года, Минцифры сообщило: «Федеральным центром принято решение о частичном снятии ограничений на территории Камчатского края». (https://www.interfax.ru/russia/1067312)
Объявленная в правительственном постановлении общая цель «управления сетью» – защита инфраструктуры Рунета от внешних атак, обеспечение стабильности работы цифровых сервисов и независимости сети. Сюда включается и идеологическая составляющая, называемая «информационной безопасностью», «информационным воздействием». В том числе будущие парламентские выборы. Правда, председатель комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский еще в минувшем ноябре заявил:
«Ни о каком отключении российского сегмента от зарубежных сервисов речи не идет. Да, действительно, мы каждую выборную кампанию – и федеральную, и региональную – сталкиваемся с огромным количеством DDoS-атак и так далее, но мы научились их купировать и умеем отделять вредоносный контент от полезного. И в этом смысле есть уверенность в том, что мы и впредь будем действовать так же избирательно для того, чтобы те привычные, скажем так, иностранные ресурсы, которыми пользуются россияне, оставались у них в постоянном доступе». (https://tass.ru/politika/25583455) Заявление вышло в ТАСС под заголовком: «В Госдуме опровергли планы отключения России от внешнего интернета».
Однако через два месяца, в январе уже нынешнего года, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике (заместитель Боярского) Андрей Свинцов предупредил через ТАСС: «Я думаю, что, действительно, до конца года Роскомнадзор примет комплекс мер для окончательной блокировки WhatsApp. Такие жесткие меры, особенно в предвыборный год, абсолютно обоснованы».
Постановление «Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования» дает широкие полномочия Роскомнадзору. Еще с лета где-то замедлялась, а где-то и блокировалась голосовая связь через иностранные мессенджеры. Люди лишались возможности бесплатно звонить, общаться с родными и близкими, находящимися вдалеке. Кому от этого стало лучше? Выборы – лишь частный случай. Речь – об общем влиянии. На мой взгляд, здесь уместен вопрос: чего мы боимся? И даже так – есть ли основания бояться того, что в старые советские времена называлось «тлетворное влияние Запада»? Но ведь, как показывают соцопросы, такого доверия к власти, как сейчас в России, нет ни в одной стране Запада.
Обратимся к фактам.
По фундаментальному исследованию знаменитого Института Gallup, уровень доверия американцев ко всем ветвям власти сейчас – самый низкий за 50 лет. У правительства – 38%, у конгресса – 32%. Действия президента Трампа полностью одобряют лишь 19%, а не одобряют – 58%.
Еще хуже дела обстоят у президента Франции – Макрону не доверяют 84% опрошенных. Антирейтинг премьер-министра Великобритании Кира Стармера – 69%.
Ограничение из идеологических соображений доступа к зарубежным социальным сетям и мессенджерам мне представляется, мягко говоря, малообоснованным. В данном случае речь о доверии. Получается, что народ всецело доверяет властям, а вот они народу – не очень?
Депутаты Госдумы уже обратили внимание на «общественное раздражение из-за ограничения цифровых прав граждан, замедления общения в мессенджерах и периодических цифровых локдаунов». Большая группа народных избранников подготовила законопроект «о моратории на ограничение доступа к социальным сетям и мессенджерам». (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1138637-8)
Обоснования – в Пояснительной записке.
«Развернувшаяся в последнее время активная блокировка социальных сетей и сервисов справедливо воспринимается гражданами как ограничение конституционных прав, которое ведет к прямому ухудшению качества их жизни. <…> Исходя из позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, экстремистской организацией является «Meta Platforms», но не сам сервис «WhatsАрр». Надзорные органы будут иметь возможность пресекать правонарушения в социальных сетях, но не блокировать (замедлять работу) их (социальные сети).
Законопроект нацелен на сохранение свободы слова, цифровых прав и свобод граждан, плюрализма социальных сетей и мессенджеров и возможности свободного выбора гражданами социальных сетей и мессенджеров в зависимости от личных предпочтений.
Важно также еще раз отметить, что законопроект гарантирует сохранение в полной мере конституционных прав граждан, закрепленных 29 статьей Конституции Российской Федерации», – говорится в Пояснительной записке к документу.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
Фото с сайта mos.ru








