Сегодня, 13 августа, москвичи увидели на улице Дениса Давыдова весьма необычную картину – из депо важно выдвинулась колонна из различных моделей автобусов, самому старшему из которых почти 100 лет! Автобусное дефиле прошло по улицам столицы неслучайно – со дня запуска первого автобуса в Москве прошло 92 года, этому событию и был посвящен парад ретро-транспорта, гордо проехавший по улицам города.
Самый первый московский автобусный маршрут начал движение 8 августа 1924 г. и связал Комсомольскую площадь и Белорусский вокзал, который тогда назывался Александровским. Протяженность маршрута была невелика – всего восемь с половиной километров. Автобус-первенец фирмы «Лейланд» производился за границей, был небольшим, вмещал всего 28 человек и больше напоминал маршрутку… А в 30-х годах прошлого века на улицах появились автобусы уже советского производства. К началу Великой Отечественной войны весь парк «лейландов» был списан, и по Москве шустро курсировали ЗИС-8 и ЗИС-16.
Удобный и доступный общественный автобус поначалу уступал в популярности привычным трамваям, да и дороги в столице были не очень ровные. Сегодня это самый востребованный наземный транспорт: ежедневно автобусами Мосгортранса пользуются около 5 миллионов человек.
20 четырехколесных ветеранов автобусного движения проследовали на Фрунзенскую набережную, где их с нетерпением ожидали москвичи. Всем хотелось осмотреть (как снаружи, так и внутри) самостоятельно приехавшие музейные экспонаты, ведь каждый автобус напоминает о том, как выглядели улицы столицы несколько десятилетий назад . При входе в автобусы даже была небольшая давка, совсем, как в час пик, но на лицах не было злобы, а только ностальгические улыбки – люди вспоминали детство, юность, как бросали «пятачок» в кассу ( замечу, не оплатить проезд было очень стыдно!), охотились за «счастливыми» билетиками, тайком загадывая желание и жуя невкусный клочок бумажки. Вспоминали, как ездили в школу, институт, на первое свидание – с автобусами у каждого жителя столицы связано множество теплых воспоминаний!
Возглавлял парад автобус ЗиС-8 1936 года выпуска – единственный сохранившийся в Москве экземпляр самого массового довоенного автобуса, за ним гордо двигался недавно восстановленный на заводе “Аремкуз” автобус АКЗ-1, которые выпускались в 1947-1948 годах, потом шли послевоенные ЗИС-154, ЗИС-155, ЗИЛ-158, огромные междугородние Икарус-55, Икарус-180- первая “гармошка” в Советском Союзе. Были там и ЛиАЗ-677, ЛиАЗ-158 1959-1969 годов производства- самый массовый советский городской автобус; ГЗА-651 , ЛАЗ-695Е, а также новинка автоколлекции – знаменитый курортный автобус-кабриолет ЦАРМ, больше известный как «Рица», который возил туристов в Абхазии. Прибыл заслуженный автотруженик – популярный желтый ЛиАЗ-677Б, который в свое время народ прозвал “луноходом”. Машины такого типа служили городу вплоть до 2004 года. На площади представили также современные и опытные модели общественного городского транспорта.
Помимо автобусов, на набережную приехали и старинные автомобили. Эти красавцы неизменно вызывают огромный интерес у публики, но больше всего внимания привлекла скромная труженица- мотоколяска, знакомая каждому по фильму «Операция Ы и другие приключения Шурика». Помните, как лихо раскатывала на ней незабвенная троица по городу?
Вся техника содержится в идеальном состоянии, “Мосгортранс” при реставрации использует только оригинальные детали. Всю эту красоту, собранную вместе, не увидеть ни в одном музее мира. «История транспорта является неотъемлемой частью истории столицы, которая интересует сегодня все большее количество жителей. Постоянно возрастающее число посетителей парадов ретро-техники демонстрирует их трепетное отношение к историческому и культурному наследию Москвы. Мы надеемся, что очередной парад автобусов посетят еще больше горожан – в прошлом году Праздник московского автобуса собрал более 40 000 человек», ‒ отметил генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов.
Организаторы обещают в следующем году показать еще больше ретро-автобусов, но очень хочется, чтоб московские власти поскорее открыли обещанный музей транспорта, и мы могли любоваться на старых авто-друзей чаще одного раза в год! Кстати, еще один популярнейший вид транспорта столицы- подземка – поддержала наземных собратьев, и в честь праздника выпустила серию из трех коллекционных билетов.
Елена Минашкина, фото автора