ИЗ ПРОШЛОГО МОСКОВСКОГО АВТОБУСА

18 апреля 1922 года в Москве начал ходить первый автобус — он курсировал между двумя станциями (Пресненская застава – Серебряный бор) без номера и определенного графика.

Этапы большого пути

Весь рейс состоял только из этих двух станций, а саму линию сразу окрестили «дачной». В этом же 1922-ом году на заводе «Автомобильного Московского общества» (АМО) был организован кузовной цех, где начали изготавливать автобусы. Производство возглавлял талантливый инженер И. Герман, под руководством которого был спроектирован открытый автобусный кузов, монтируемый на шасси американских грузовиков «Уайт». Всего было выпущено порядка 40 таких машин. Однако эта модель не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий, и в последующие несколько лет закупались английские автобусы фирмы «Лейланд».

Автобус АМО

Именно они начали курсировать по еще одному городскому маршруту — от Каланчевской площади до Белорусского вокзала – в августе 1924 года уже на регулярной основе. Весь маршрут в 8 верст был разбит на 4 станции и 13 остановок, время в пути составляло 25 — 27 минут. По линии курсировали 8 автобусов с интервалом 6 — 8 минут. Плата за одну станцию была 10 копеек.

В 1929 году в Московский отдел коммунального хозяйства стали поступать первые советские автобусы: их выпускали Ярославский автозавод (сначала Я-3, затем Я-6 на 36 мест на базе грузовика Я-5) и завод АМО в Москве (АМО-4 на 26 мест с 1931 года и АМО-Ф-15 на 28 мест с 1932 года). Завод АМО в 1931 году был переименован в автозавод им. Сталина или ЗИС, и эта аббревиатура дала название всем последующим маркам автобусов этого предприятия.

Автобус АМО-4 на площади Свердлова, 1933 год.

Гараж первых московских автобусов находился на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка, однако уже к 1925 году он не мог вместить все машины, и большинство автобусов стояло под открытым небом. В 1926 году городские власти выделили для автобусов более вместительный гараж на Большой Ордынке, а через год был построен специализированный автобусный парк-гараж.

Вынужденная мера и экономные москвичи

Необходимость запуска нового вида общественного транспорта была вызвана тем, что городская трамвайная сеть, насчитывавшая тогда 13 регулярных маршрутов, перестала справляться с возросшим пассажиропотоком. Чтобы понять транспортную ситуацию в городе на тот момент, следует иметь в виду, что первые троллейбусы появились в Москве лишь в 1933 году, а первая линия метро – в 1935-ом. То есть, в двадцатые годы основная нагрузка по перевозке пассажиров ложилась на московские трамваи, а первые автобусы работали «на подхвате». Для сравнения: за 1925 – 1926 годы московские автобусы перевезли уже 32,6 млн. пассажиров, а трамваи за тот же период — 467,7 млн.

Английский праворульный «Лейланд»+на Площади Свердлова, середина 1920-х годов — первый московский автобус.

Наибольшее развитие в довоенное время автобусное сообщение получило в 1936 — 1938 годы: именно тогда автобус стали курсировать не только по окраинам города без трамвая и троллейбуса, но и по центральным магистралям. В конце 1937 года в Москве работал 41 автобусный маршрут. Кроме того, функционировали два ночных маршрута: «Б» (по Садовому кольцу) и № 24 (площадь Свердлова — автозавод им. Сталина).

ЗИЛ-158, кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1964 год, Хамовники.

Однако, возможно, из-за того, что проезд на автобусе стоил дороже, большинство москвичей по-прежнему предпочитали ездить на трамвае. Поэтому, несмотря на то, что в 1920—30-е годы активно развивалась маршрутная сеть, вплоть до 1950-х автобус играл очень незначительную роль в городских перевозках (около 8%).

«Лейланд» на Шереметьевской улице в Марьиной роще, конец 1920-х годов.

 

Справка:

По данным историков автотранспорта, самая первая попытка организовать автобусный маршрут в Москве была предпринята в конце 1884 г. американским предпринимателем Смитом. Смит предложил городским властям открыть по улицам Москвы движение 25 автобусов по 10 линиям. Но предложение Смита натолкнулось на несовершенство законов, изданных городской думой: они не предусматривали движение подобного рода экипажей по городским улицам. Попытка ввести движение автобусов в 1897 — 1898 гг. в Москве уже была обеспечена необходимыми законами, но теперь предприниматели натолкнулись на сопротивление городской полиции, которая считала, что узкие московские улицы станут серьезным препятствием для движения по ним больших автобусов. От частных лиц в городскую управу продолжали поступать предложения об открытии ряда автобусных линий, но управа отклоняла их, боясь создать конкуренцию трамваю. Наверное, по этой причине первые автобусные линии в Москве были проложены от конечных остановок трамвая в дачные пригороды.

Сергей ИШКОВ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x