СОГЛАШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАБЫВАЮТСЯ!

75 лет назад, 11 июня 1942 г., в Вашингтоне было подписано одно из знаковых соглашений во второй мировой войне между СССР и США. Одно название его говорит о многом «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии».

Такие соглашения США подписывали со всеми странами, получавшими от них помощь по ленд-лизу. Советский Союз не был исключением.

В преамбуле соглашения указывалось, «…что оборона СССР против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов Америки».

В соглашении определялся порядок оказания взаимопомощи в годы войны, а в отношении послевоенного периода по статье 7 стороны обязались «содействовать взаимовыгодным экономическим отношениям между ними и улучшению мировых экономических отношений, к уничтожению всех форм дискриминации в международной торговле»

Эти соглашения явились важной вехой в развитии советско-американских отношений не только во время войны, но давали надежду и на послевоенное сотрудничество между СССР и США. Но, как показала действительность, по прошествии, более полувека, бытие привело не к сотрудничеству, а конфронтации этих стран.

Каждый перекладывает вину на другого, и определить инициатора срыва этого соглашения трудно, да его сегодня (соглашения) уже и не помнят. Ясно одно, что мир не выигрывает от сегодняшнего противостояния России и США.

Соглашение закрепляло главное – положение о ленд-лизе. С 22 июня 1941 г. по 12 мая 1945 г. было подписано пять протоколов по ленд-лизу между США и СССР. Этот вопрос не исчезает и сегодня, периодически возникая в теме информационной войны. На Западе утверждают, что без ленд-лиза не было бы победы. Да, помощь была оказана существенная, но не решающая. Возможно, без нее победа отодвинулась по срокам, но она все равно бы наступила.

Если в 1941 – 1942 гг. союзники еще выясняли, как долго может продержаться Красная Армия и не попадут ли поставляемые товары в руки Германии, то после Курской битвы стало очевидно, что время неустойчивого равновесия сил миновало, преимущество прочно перешло к Красной Армии. Фактическое лидерство в антифашистской коалиции также перешло к СССР.

О ленд-лизе написано много и, обычно, все о нем ассоциируется с арктическими конвоями. Но фактически через пылающие океаны помощь осуществлялась по трем направлениям. Доставка грузов из США в Союз было действительно геройским делом.

Как известно, с началом Великой Отечественной войны советские порты на Балтийском море были блокированы, а впоследствии захвачены врагом. Подписание Турцией 18 июня 1941 г. договора «о дружбе и ненападении» с Германией практически закрывало черноморские проливы Босфор и Дарданеллы для прохода кораблей и судов союзников в Черное море. Морской путь в северные советские порты Мурманск и Архангельск был опасен. Перевозки по нему сопровождались значительными потерями и проводились неритмично. Маршрут через Тихий океан в дальневосточные порты нашей страны был неудобен из-за своей большой протяженности. В этой связи союзники оказались вынуждены изыскивать дополнительные возможности для доставки в Советский Союз необходимых в борьбе против общего врага различных видов оружия, боевой техники, боеприпасов, снаряжения, продовольствия, транспортных средств и других грузов.

Такой транспортной артерией был избран путь через Индийский океан к берегам Ирана и далее к советской границе. Этим путем было доставлено боле 1/3 всех ленд-лизовских грузов. Этот путь был не менее опасен, чем северный, но это особая тема, почему-то, которой уделяется мало внимания?

ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке, публицист.

P.S. «Персидский коридор» — одно из белых пятен второй мировой войны, созвучных теме, с современным Ближним Востоком.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x