«ЗОЛОТАЯ БАБА»: КТО ТЫ?

Сегодня без конца ведутся разговоры о банке «Югра». Но банковские дела – песчинка в о времени. Поговорим об истории более долговечной.
Югра – это название Ханты-Мансийского автономного округа . Так называлась большая страна, находившаяся когда-то в глубинах Сибири. Там, где сливались Иртыш и Обь, по берегам таежной речки Конды жили два маленьких народа – ханты и манси, предки сегодняшних жителей автономии. О них мало что известно сегодня, кроме одного: главной богиней тех мест была некая статуя из золота, изображавшая сидящую обнаженную женщину с чашей на коленях – «Золотая баба». Слухи о ней живы до сих пор.
Многие века за загадочным истуканом шла охота – его искали казаки Ермака и европейские путешественники, православные миссионеры и ученые. Все тщетно. В наши дни тайной «Золотой бабы» занимался историк Лев Теплов. Перелопатив горы документов в сибирских архивах, опросив множество старых людей, он пришел к выводу: «Золотая баба» – не легенда. На эту тему он опубликовал множество интереснейших статей. На их основе написан предлагаемый материал.
Удивительно, но имя богини известно: Юмала, отзвук его слышен в названии полуострова Ямал, где богиню также чтили. Имя это выведал у местных людей в 1863 году священник Попов и послал доносом в Тобольск. Но еще удивительней, что за тысячу лет до этого о Юмале знал знаменитый скандинавский викинг-разбойник с характерным прозвищем Торир-собака, в 1023 году ходивший в поход на Белое море и Северную Двину. Саги рассказывают, что дорогу к святилищу указала местная девица, влюбленная в Торира. По его словам, статуя богини сидела в глухом лесу на кургане, держа на коленях большую чашу. Вокруг громоздились сокровища, а земля кургана была смешана с монетами. Викинги ограбили святилище, взяв сколько могли. Впрочем, все досталось Ториру-собаке: он убил одного из спутников, другой успел унести ноги…

Другое важное свидетельство относится к XVI веку. Живший в Риме в эпоху Ренессанса ученый литератор и знаток античности Юлий Помпоний Лэт сообщает. что в походе на Рим, предпринятом в 410 году королем вестготов Аларихом, участвовал народ югра. На обратном пути часть его осела в Паннонии, создав свое государство (нынешнюю Венгрию), а часть вернулась на родину, к Ледовитому океану и «до сих пор имеет какие-то статуи, привезенные из Рима, которым поклоняется, как богам».
О том, что статуя Юмалы – произведение античного искусства, вынесенное из разграбленного Рима, говорят ее описания. В 1904 году старый манси Савва рассказывал путешественнику Константину Носилову: «Голая баба и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, все сделано, как бабе быть». Но никаких эпитетов вроде «ужасная, страшная» нет, а это очень важно: у шаманствующих народов боги должны своим видом возбуждать ужас у людей. Многие свидетельства говорят о том, что статуя издавала звуки – то ли говорила, то ли плакала; возможно, внутри ее были пустоты, в которых завывал ветер – античные мастера знали такие приемы. А вообще-то статую никто не мог видеть, в ее сокровищницу не имели права заходить даже местные князья. Потомственные хранители в красных одеждах собирали дары – монеты, меха. Проходя мимо заповедного леса, полагалось хоть что-то, хоть шерстинку с одежды, пожертвовать богине.
Долго стояла статуя Юмалы где-то в верховьях Северной Двины и еще в XIV веке новгородские летописцы слыхали о ней от монахов, ходивших в Пермь. Софийская летопись, сообщая о смерти крестителя Перми Стефана Пермского, упоминает, что местная югра поклоняется «Золотой бабе», а также идолам. огню, воде, камням и деревьям. К концу XV века, ханты и манси, спасая богиню и ее сокровища от миссионеров, ушли за Урал, к слиянию Оби и Иртыша. в селенье Белогорье. К тому времени о «Золотой бабе за Уралом» знала вся Европа: ее фантастические изображения фигурировали во всех описаниях и картах Руси – у Себастьяна Мюнстера, Герарда Меркатора, Дженкинсона, Александра Гваньионо и Сигизмунда Герберштейна в его «Записках о московитских делах» (1549).

1580-е годы. Воевать Сибирь идет атаман Ермак Тимофеевич. Один из его помощников Богдан Брязга в 1582 году вторгается в район заповедных святынь хантов и манси, князья которых были союзниками хана Кучума. Богдану сообщают, что в укрепленном поселке князя Нимьяна, который никак не удается взять, смятенные нашествием местные жители молятся самой Юмале. Засланный туда лазутчик, некий чуваш, вернувшись, подтверждает: да, золотая статуя сидит на блюде, залитом водой и воины пьют эту воду, присягая на верность. Казаки идут на приступ, поселок взят, но статуи там уже нет. Через три года сюда приходит сам Ермак и гибнет, попав в засаду. Говорят, что его утащил на дно реки Ваги подарок царя – тяжелый панцирь с золотым орлом. Через неделю труп Ермака находят местные жители и панцирь отправляется в сокровищницу Юмалы.
Шли века, православие все глубже проникало в Сибирь. В 1657 году на Конде был основан Кондинский монастырь, центр борьбы с язычеством. Всюду разыскивали, изымали, безжалостно сжигали «шайтанов» – деревянных кукол, божков в мехах. Но снова и снова шли в Тобольскую консисторию жалобы священников, что их прихожане, выйдя из церкви, идут приносить «подарки» своим «шайтанам».А «Инструкция Кондинской миссии», составленная незадолго до революции 1917 года, требует от миссионеров найти наконец богопротивного идола – «Золотую бабу», которой поклоняются местные жители.
… Уже в наши дни, в 1960-е годы Лев Теплов получает письмо от старого охотника Антона Кадулина, прочитавшего одну из его статей. Тот пишет, что в 1936-1938 годах был приемщиком рыбы в крошечной таежной деревушке Нюркой. Даже в те суровые годы там существовал «шаманский амбарчик», где старики молились древним богам и хранили «подарки», причем одним из шаманов был…председатель колхоза. Однажды кто-то из стариков, будучи в подпитии, сказал Антону в ответ на расспросы о «Золотой бабе»: «Знаешь, Кадулин, этот «шайтан» находится в покое. Никому никогда его не найти. Есть среди болот маленький островок, летом никакими судьбами по этим топям не пройти, а зимой очень трудно вашим заметить. Ни один охотник там не бывал». На этом откровения оборвались. А с ними и документальная история «Золотой бабы».
Далее – молчание. Может быть, и сегодня в глухой чащобе, вдали от чужих алчных глаз, о чем-то говорит и плачет, бытуя свой долгий-предолгий век, золотая античная дева, бурями истории закинутая из солнечных кипарисовых рощ Рима в в хмурую сибирскую тайгу…
Олег Торчинский

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x