ДОХОДНЫЙ ДОМ АДВОКАТА ПЛЕВАКО СТАЛ ПАМЯТНИКОМ АРХИТЕКТУРЫ

Бывший доходный дом адвоката Федора Плевако признан памятником архитектуры. Четырехэтажное здание является редким для Москвы образцом северного модерна. Дом был построен в 1905 году по проекту архитектора Петра Микини. Его подарил Плевако промышленник и меценат Савва Мамонтов.

В 80-х годах дом подвергся перепланировке, однако сохранил свои фасады, украшенные яркими панно из майолики — керамической плитки из обожженной пористой красной глины, покрытой глазурью и красками. Панно выполнено по эскизам Врубеля. Само здание отличают массивные формы, естественные природные цвета и фактуры, а также отсутствие в декоре фасада мелких деталей.

«Доходный дом Плевако — редкий для Москвы архитектурный образец северного модерна. В интерьерах дома хорошо сохранились две парадные лестницы 1905 года с тамбурами, отделка стен лестничных клеток и столярные заполнения окон (оконная коробка, откосы, подоконники, рамы и фурнитура). Всю керамическую плитку, которая использовалась для облицовки дома, изготовили в гончарной мастерской, принадлежавшей меценату и промышленнику Савве Мамонтову. Он подарил эти мозаики адвокату Федору Плевако для строящегося доходного дома в качестве благодарности. Юрист успешно защитил промышленника в суде, и Мамонтову вынесли оправдательный приговор», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Майоликовые мозаики из разноцветных плиток квадратной формы в бирюзово-сине-фиолетовой гамме расположены над входами в подъезды. Панно украшены изразцами «Рыбки», выполненными по эскизу Михаила Врубеля. В нишах под балконами расположены мозаики меньшего размера. Одна из них изображает арку, увитую ветвями с плодами, под которыми плывет пара лебедей к стоящему на берегу павлину. Считается, что эта мозаика создана по мотивам картины Константина Коровина «Лебеди».

На другом панно изображена девушка с распущенными волосами, которая пробирается через заросли. Также фасад украшают изразцы с растительными орнаментами и барельефы с человеческими фигурами и ветвями растений.

Балконы поддерживают огромные консоли необычной формы — такие опоры нельзя увидеть ни у одного другого здания в Москве. Свет на лестничные пролеты в подъездах проникает через большие окна с мелкой прямоугольной раскладкой, характерной для северного модерна.

Белые лепные детали и яркие панно из майолики выделяются на фоне светло-бежевых кирпичных стен. Кроме того, фасады частично покрыты грубой штукатуркой светло-зеленого цвета с фактурной отделкой, имитирующей необработанную поверхность пористого камня.

Федор Плевако (1842–1909) — известный московский адвокат, юрист, действительный статский советник. Он окончил юридический факультет Московского университета. Часто защищал в суде клиентов, не имеющих денег, бесплатно, иногда оплачивал и их непредвиденные расходы. Прославился благодаря своему ораторскому искусству.

В круг его друзей входили знаменитые деятели культуры — художники Михаил Врубель и Константин Коровин, режиссер Константин Станиславский, оперный певец Федор Шаляпин, актриса Мария Ермолова.

Петр Микини (1871–1918) — московский архитектор польского происхождения. Наиболее известными его работами являются доходный дом на Чистопрудном бульваре (построен в 1908 году совместно с архитектором Львом Кравецким и художником Сергеем Вашковым) и доходный дом в Армянском переулке (построен в 1901–1905 годах совместно с архитектором Владимиром Властовым). Эти здания признаны объектами культурного наследия регионального значения.

 

По материалам mos.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x