20 Октября 2021 Среда
  • $ 71.0
  • 82.7
Главная» Культура» РЕПИН ТРАНЗИТОМ

РЕПИН ТРАНЗИТОМ

Ирина Шведова/ автор статьи
Репин

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Илья Репин: известный и неизвестный». 

По словам генерального директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, это важное событие для поклонников творчества великого мастера, несмотря на то, что в 2019 году в Новой Третьяковке прошла грандиозная ретроспективная выставка Ильи Ефимовича Репина (1844 –1930), которая  стала «крупнейшим проектом по объему подготовленной исследовательской работы, масштабу межмузейного сотрудничества и диапазону представленного материала». В 2021 – 2022 годах проект должен был иметь продолжение в стенах европейских музеев. Но пандемия внесла свои коррективы. Коллекцию успели отправить в Финскую национальную галерею (Художественный музей Атенеум) в Хельсинки, откуда после открытия границ она отправится в  Пти Пале в Париже.

Выбор столицы Финляндии понятен: художник прожил  в Куоккале (ныне Репино) более 30 лет. В усадьбе Пенаты он провел последние годы своей жизни, там же умер и похоронен. В коллекцию вошло большое количество живописных и графических произведений Репина, в том числе практически все шедевры из постоянной экспозиции.

В связи с этим обстоятельством в ГТГ опустели репинские залы, и было принято решение собрать такую необычную выставку.

Более 30 произведений живописи и графики из собраний ГТГ, Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского, частных коллекции размещены в освободившихся залах. Это дает возможность впервые представить картины, ранее не показывавшиеся широкой публике. К части «известного» Репина относятся живопись и графика «классического» периода творчества, не единожды экспонировавшиеся в музеях. К части «неизвестного» — произведения, не участвовавшие в прошедшей в 2019 году выставке на Крымском Валу.

Живописные и графические работы, относящиеся к малоизвестному пенатскому (1903–1930) периоду творчества мастера, впервые экспонируются в залах Третьяковской галереи.

Камерная выставка объединяет живописные и графические портреты «классического Репина» из фондов галереи, покоряющие масштабом и пластической мощью, а также  женские портреты из частных собраний, отличающиеся ярким цветовым решением, композиционной смелостью и эффектностью.   Важное место в экспозиции уделено графике Репина: масштабные рисунки углем, которые очень редко можно увидеть воочию.

Особое внимание привлекает евангельская композиция «Неверие Фомы» (1921 – 1922, частное собрание) из серии монументальных полотен позднего периода. Но главное место в экспозиции, несомненно,  занимает раздел, посвященный знаменитому историческому полотну «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ), с мая 2018 года находящемуся на реставрации после нападения на картину. Не раньше чем через год она займет свое почетное место в экспозиции.  А пока зрители могут увидеть позднейший вариант композиции «Сыноубийца» (1909) из Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского, живописные этюды, эскиз, подготовительные работы, а также мультимедийную программу, посвященную  истории создания картины. Впервые публике представлена хроника современного процесса технико-технологических исследований и реставрации полотна.

Экспозиция расположена в залах 29 и 30 основного здания музея в Лаврушинском переулке. Выставка будет работать до марта 2022 года.

Ирина ШВЕДОВА.

Фото автора.

Ирина Шведова/ автор статьи
Московская правда