Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки сегодня начала проведение Национального исследования качества образования (НИКО), задача которого – изучить личностные и метапредметные результаты обучения школьников. В исследовании примут участие более 20 тысяч шестиклассников и более 20 тысяч восьмиклассников из 490 школ 54 субъектов РФ.
В рамках НИКО планируется исследовать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивацию к обучению, социальные и межличностные отношения, ценностные установки, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества. Задания работы направлены на проверку формирования у школьников осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, проверку усвоения социальных норм и правил поведения в обществе, развития морального сознания, усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.
Обработку и анализ результатов исследования планируется провести до конца ноября 2021 года. Первая часть исследования личностных и метапредметных результатов обучения учащихся 6-х и 8-х классов была проведена в 2020 году. Тогда исследование показало недостаточную сформированность метапредметных умений, навыков и способов деятельности у большинства обучающихся 6-х и 8-х классов, в частности недостаточную грамотность чтения, слабую способность интегрировать разные источники информации, недостаточно развитые аналитические навыки и навыки монологической речи. Более того, задания, выявляющие развитие навыков смыслового чтения и анализа информации, были выполнены восьмиклассниками хуже, чем обучающимися 6 классов.
Мона Платонова.