В Государственной Думе возмущены решением Международного уголовного суда о привлечении к ответственности президента Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой за спасение детей.
Руководитель фракции ЛДПР Леонид Слуцкий сообщил, что Евросоюз дал взятку Международному уголовному суду за это решение. «Сегодня нужно говорить о том, что Международный уголовный суд не является больше объективным и беспристрастным международным судом, заангажирован на принятие взяток и на принятие заведомо антироссийских решений, что несовместимо со статусом независимой международной судебной инстанции», – сказал Леонид Слуцкий в заявлении от фракции ЛДПР на пленарном заседании Думы во вторник, 21 марта.
Лично я впервые слышу о такой организации, как Международный уголовный суд. Депутаты говорят какими-то загадками, ссылаясь на прозвучавшее в закрытой части пленарного заседания Думы.
Государственная Дума успешно провела вторую межпарламентскую конференцию «Россия – Африка» с участием более 40 делегаций из 54 африканских стран. Воодушевленный успехом, Леонид Слуцкий предложил провести осенью этого года на площадке Государственной Думы парламентскую конференцию «Россия – Латинская Америка».
По просьбе фракции «Новые люди» принято решение возобновить трансляции пленарных заседаний Госдумы в интернете. Кто и как принимал решение отменить трансляции, неизвестно. Преодолеваем сами себя. Однако на думском компьютере трансляция вообще не идет, а на личном ноутбуке постоянно прерывается. Депутат Сардана Авксентьева в заявлении от фракции «Новые люди» так благодарила председателя ГД Вячеслава Володина за принятое решение, что забыла сказать, в чем оно состоит. Володин в свою очередь благодарил «Новых людей».
Авксентьева заявила, что России нужен комитет солдатских матерей и предложила его восстановить. Тут не выдержал председатель комитета по обороне Андрей Картаполов.
«Вот вспомнили про комитеты солдатских матерей. Я, будучи командующим войсками округа, командующим армией, я столько крови потерял на борьбу вот с этими реальными иноагентами, которых проплачивали из-за рубежа. Мы что, новых хотим на их место набрать, что ли?» – возмущался Картаполов.
«Не могу оставить без внимания выступление Сарданы Владимировны. Вы знаете, мы на прошлой неделе проводили заседание комитета, где рассматривали ее законопроект и, как мне представлялось, спокойно, предметно и рассудительно расставили все точки по местам. Но вот то, что сегодня прозвучало, ну, коллеги, это не совсем правильно. Смотрите, предлагается нам ввести новый институт в государстве – уполномоченных по правам военнослужащих. А у нас что, когда человека призывают в армию или он добровольно подписывает контракт, его права ущемляются, что ли? Так я хочу вам напомнить всем, что служба в армии есть священный долг и почетная обязанность каждого гражданина Российской Федерации. Коллеги, о чем мы говорим!» – у товарища генерала получилось логически не слишком убедительно, зато весомо.
Депутат фракции СРЗП Александр Бабаков предложил создать альтернативу МВФ. Бабаков сказал: «Сегодня на фоне дискредитации всех международных организаций, начиная от ВТО, от МВФ и иных институтов, которые фактически сделали проводником своих интересов доллар и евро, мы фактически сегодня вправе говорить не просто об отказе участия, активного участия в этих институтах или замораживании своего участия в этих институтах, мы должны говорить о более агрессивном подходе. Мы должны говорить, например, о формировании МВФ-2, называйте, как угодно, но мы должны вместе с китайскими партнерами, с индийскими партнерами, со всеми теми, кто сегодня понимает пагубность господства мировой валюты в виде доллара, принять те решения, которые позволили бы выработать тот механизм, прежде всего. Какая валюта будет работать на этот механизм – это уже решим потом, главное сейчас четко признать, что нам этот механизм необходимо вырабатывать, чтобы полностью разорвать зависимость, в том числе от финансовых институтов, которые по-прежнему продолжают господствовать в отношениях, в том числе и с Россией».
Конец цитаты.
Зампред Государственной Думы Пётр Толстой тоже возмущен решением Международного уголовного суда. Он потребовал выхода России из международных организаций ВОЗ, МВФ и других.
«Всем надо осознать, что наступает эпоха перемен, мы думали, что ее уже не будет, что мы уже одну пережили, но нет. И вот эта эпоха перемен, она означает, что возврата к прежней жизни уже не будет никогда. Запад все для этого сам делает, и он прошел точку невозврата принятием вот этим самозваным Международным уголовным судом решения, направленного против нашего президента.
Да, правовых последствий эта бумага иметь не будет и не может иметь. Но это серьезный вызов, это разрыв всех прежних отношений со стороны нынешних западных элит, которые управляются из Вашингтона и Брюсселя, вызов через структуру западной мягкой силы. А этот суд – это, собственно, такой же клуб, как Международный олимпийский комитет, Всемирная организация здравоохранения, МВФ, о котором говорил коллега Бабаков, или я не знаю, «Евровидение» – это все клубы по интересам. Мы туда зашли, надеялись на то, что у нас будет там какая-то роль, но нет», – сказал Петр Толстой.
Обычно заявления с думской трибуны отражают какие-то согласованные позиции. Прозвучавшее 21 марта было больше похоже на проверку слуха. Депутаты заметно путались. Говорили про одно и думали о другом. Тянули сознание вперед и назад одновременно. На фоне возбуждения обсуждать законопроекты тяжело. Застарелые хронические проблемы искусственного характера предстают какими-то новыми катастрофами.
В повестке пленарного заседания 21 марта 67 пунктов, рассмотрели половину. Далеко не все в палате успели вникнуть, за что голосуют.
Особенно долгую дискуссию вызвал принятый в первом чтении правительственный законопроект по обеспечению детей-сирот жильем.
Законопроект называется «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно аннотации к документу, предлагается в отношении социально адаптированных лиц из числа детей-сирот при наличии у них совокупности определенных жизненных обстоятельств предусмотреть однократную выплату на приобретение жилого помещения в собственность, либо на полное погашение ипотечного кредита. Право на получение выплаты будет подтверждаться соответствующим сертификатом. Средства будут направляться региональными органами исполнительной власти (муниципальными органами) непосредственно на счета продавцов квартир, либо, в случае ее использования для полного погашения ипотечного кредита, на счет кредитной организации, с которой заключен кредитный договор. Воспользоваться правом на получение выплаты смогут лица из числа детей-сирот, состоящие в списке нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на дату вступления в силу предусмотренных законопроектом изменений.
«Совокупность определенных жизненных обстоятельств» определяется как пятилетний марафон с препятствиями: достижение 23 лет, наличие трудовой деятельности, отсутствие задолженности по налогам и сборам, психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости, отсутствие судимости и факта уголовного преследования за умышленное преступление и иные обстоятельства.
Иными словами, сертификат на жилье выдадут сиротам, которые уже свои проблемы решили. Правительство создало схему решения проблемы так, чтобы ничего не решать и отвязаться.
Еще раз по буквам, как по шпалам пешком – действия правительства мелкими шагами определяются либеральным форматом девяностых и абсолютно исключают государственнический системный подход креативных решений на основе латерального мышления, чем сильна Россия.
Можно вывести себя из ВТО и МВФ, но невозможно выдавить эту глобальную деревню из себя.
Что характерно, уполномоченная по правам ребенка Мария Львова-Белова тут ни при чем, не ее вопрос. Она подвиги совершает. А тут какие-то законы, на которых пиара не сделаешь.
Председатель ответственного комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина сообщила о поддержке законопроекта – а куда деваться, но подчеркнула, что он не решает проблему обеспечения жильем детей-сирот. Жилье получат к пятидесяти годам.
Закон выбрасывает за пределы государственной поддержки тех, кто в ней реально нуждается и кто мог бы стать настоящим человеком, благодаря этой самой поддержке.
О двух позорах России сказала Галина Хованская.
Хованская выступала на надрыве чувств и сказала следующее: «Ну, национальный позор номер два после аварийного жилья. Вот мы имеем очередной проект, который ничего не решит в части бездомности наших детей. Наши дети бездомные, бомжи. Вы вот это вот понимаете, да? Что им не предоставляют жилье десятилетиями, и они живут в подвалах, на чердаках. Мы поставляем в криминальную среду этих детей.
Вместо того, чтобы, наконец, хотя бы не применяя каких-то сверхсредств разрешить дотационным регионам использовать средства, которые не возвращают, потому что к ним не идут застройщики в Тмутаракань, не заманишь никаким калачом, ну дайте же возможность им оплачивать наем и поднаем. Причем в том месте, где есть работа, где ребенок может социализироваться и стать нормальным гражданином нашей страны. Но ведь все просто.
Вы знаете, мы уже и с Мишустиным, когда встречались, я об этом сообщила тоже варианте. Но это же даже не требует таких бешеных денег, которые требуют сертификаты. Понимаете?
Мы решаем проблему, когда человек уже… может быть, это решение уже и не нужно, уже не нужно, ему 23 года, у него семья, у него дети и так далее. Если он, конечно, не попал в тюрьму, где есть крыша над головой, или в колонию, где тоже есть питание и крыша над головой. Слушайте, мы говорим про демографию, а это наши дети, наши дети, о которых мы не можем десятилетиями позаботиться.
И почему опять Министерство просвещения, а не Минстрой занимается выделением сертификатов? У Министерства просвещения своя функция – воспитывать, просвещать, готовить к взрослой жизни этих детей, вот их компетенция.
На них повесили то, что они не могут тянуть совершенно, это не их абсолютно компетенция.
Что я вам хочу сказать? Что говорить про ипотеку и про сертификат, который якобы покроет полностью стоимость приобретаемого жилья, вы давно смотрели, какие у нас строят квартиры? Вы 33 метра квартиры где видели, кроме вторичного жилья? Слушайте, ну просто нет слов. Значит, они не смогут воспользоваться этой нормой, либо где-то будут искать на вторичном рынке эту ипотеку некачественного, не отвечающего санитарным нормам жилого помещения – вот на что пойдут эти деньги. Мы этого добиваемся?
Слушайте, ну сколько можно об этом говорить? Мы, конечно, предложим, и я хочу знать реакцию Министерства просвещения, если мы предложим, наконец, вот эту поправку о том, что можно в пределах выделяемых в бюджете средств на эти цели разрешить дотационным регионам, у которых нет денег дополнительных, да, доходов нет дополнительных, использовать эти средства на оплату найма и поднайма, и не только арендованного публичной властью жилья, а там, где есть работа, там, где ребенок может найти себе источник существования и образовать семью, в конце концов, да, и жить нормальной жизнью.
Ну, вот у меня хороший вопрос, и я хотела бы, чтобы в заключительном слове вы об этом сказали. Значит, поправки предложим, потому что хватит играть уже в бездомность, ну хватит. Сколько можно? Сколько было совещаний? Нет вот Анны, да, Кузнецовой, но нас все как бы поддерживают, как бы поддерживают, а в итоге мы имеем то, что вот сегодня имеем и рассматриваем. Ну, мы, конечно, проголосуем, проголосуем, но это не решает проблему бездомных детей, не решает проблему отправки наших детей в криминальную среду и в колонии. Ау, люди, депутаты, послушайте! Но их не волнует, у них там какие-то другие, наверное, проблемы. Вот меня эта проблема очень волнует.
Я говорила, что в нашей стране два национальных позора – аварийное жилье и проживание там граждан с угрозой для жизни, и дети-сироты. Ну, с первой проблемой мы начали справляться, как-то движется это, да, с помощью, кстати, федерального бюджета и федеральных денег. А вот с детьми-сиротами, ну это же наши дети. Вот услышьте меня, пожалуйста».
Конец цитаты.
Я напомню то, что не обсуждалось. Большинство нынешних сирот – социальные. У них есть папа и мама и, соответственно, есть или было какое-то жилье. Проблему холили, лелеяли, взрастили до неразрешимого состояния.
Почему близкие люди ненавидят друг друга? В законе речь идет о детях, которые родились вопреки ненависти. Намного, намного больше вообще не родилось.
Ну и при чем тут МВФ с ВОЗом? Международные организации всего лишь сарычи на поле боя, который мы ведем сами с близкими нам людьми.
После такой дискуссии уже ничего не хочется. Но я все же приведу еще один пример, как решаются государственные вопросы. Пример настолько замыленный, что в спорах стал нейтральным.
В эволюционной генетике есть такая теория нейтральности мутаций. Их действие слишком многообразно, каждая далеко не нейтральна. Речь идет о московском времени для четырех новых регионов России. Там и так московское время, поэтому необходимость закона сомнительна. Принятый в первом чтении законопроект «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени» внесен правительством.
Дальше я просто приведу три цитаты из обсуждения законопроекта.
Депутат Михаил Матвеев описал проблему времени всесторонне: «Коллеги, я хотел бы воспользоваться возможностью рассмотрения этого законопроекта для того, чтобы поставить вопрос о необходимости более масштабных изменений об исчислении времени, нежели просто техническое отнесение тех или иных регионов к определенному часовому поясу.
Проблема заключается в том, что у нас 85 процентов регионов России применяют время, которое не позволяет полноценно использовать световой день в летний период. И существует несколько вариантов решения этой проблемы, один из них – возврат сезонного времени, другой – более четкий просмотр тех регионов, в которых такие прецеденты существуют.
В частности, в Государственную Думу достаточно много поступает обращений, которые касаются часовых поясов, необходимости возврата летнего времени. Наиболее серьезное, большое количество этих регионов относится к Приволжскому федеральному округу плюс Коми, Волгоградская область. В частности, в Волгоградской области в свое время, в 2018 году, даже был проведен референдум, где абсолютное большинство жителей высказалось за отнесение этого региона к третьему часовому поясу – самарскому, это Москва плюс один, но, тем не менее, людей не услышали.
На мой взгляд, я могу вот прочитать несколько отзывов из тех обращений, которые поступали в Государственную Думу. Короткий световой день. Слишком ранний рассвет летом и, соответственно, раннее наступление темноты. Летом рассвет в три утра, в восемь вечера солнце идет на закат. Меня не устраивает, что летом очень темнеет. Помню, в детстве в 11 часов было еще светло, родители могли допоздна находиться в огороде, у меня такой возможности нет. В августе ребенок вечером не может погулять. И так далее.
В ПФО 10 миллионов человек в год теряют около 200 часов светлого времени, эти же люди страдают на юге третьего часового пояса.
В свое время Москва как огромный магнит подтянула к себе большое количество регионов, которые находятся восточнее. В значительной степени это носило такой командно-административный характер, связанный с желанием чиновников находиться, ну, как бы в одном времени с Москвой. Я помню, у нас в Самарской области был губернатор-москвич, и он очень страдал от необходимости переводить часы, когда он летал из Самары в Москву, и настоял на том, чтобы в Самарской области установили московское время. Несколько лет люди возмущались, нас, наконец, услышали, вернули в свой прежний третий часовой пояс.
Но, тем не менее, проблема эта действительно существует. И, на мой взгляд, мы должны опять же вот более внимательно посмотреть на эту ситуацию.
Может быть, даже есть смысл применения в Москве часового пояса, третьего часового пояса, да, чтобы в одном времени с Москвой находились регионы, которые находятся восточнее, но, тем не менее, люди не страдали.
Законопроект, конечно, поддержим. «Московское время» – очень красивое слово, и оно важно для наших новых регионов, ну и в целом эту проблему прошу тоже изучить».
Конец цитаты.
После голосования взял слово Анатолий Вассерман: «Просто хотел дать небольшую техническую справку. Москва находится на границе двух поясов. Соответственно, как ни исчислять время, а непосредственно Москве всегда будет неудобно. Стране же в целом лучше было бы сдвинуть время на час назад, чтобы астрономический полдень наступал в 12 часов по поясному времени, а не в 13».
Председательствующий зампред Думы Александр Жуков мог бы отметить нарушение регламента, но предпочел напомнить о своем знании думской истории.
«Ну, на моей памяти мы уже пробовали два раза, туда и обратно, и ровно столько же недовольных было, сколько и сейчас, а может быть даже и больше», – сказал Жуков.
На мой взгляд, его опыт развеивает надежду хотя бы о чем-то договориться.
Лев Московкин.
Фото Ольги Давыдовой