Александр Голутва: Вопросов к музыкальным фильмам накопилось много

1 ноября в Туле и Тульской области при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Тульской области и администрации города Тулы стартует первый открытый российский фестиваль «Кино и Музыка», где газета «Московская правда» выступает информационным партнером.

Генеральным директором фестиваля является доктор экономических наук, заслуженный деятель искусств РФ Александр Голутва. Александр Алексеевич – человек, прекрасно разбирающийся во всех нюансах отечественного кино. Организатор кинопроизводства, в восьмидесятые годы он был директором «Ленфильма», а чуть позже – председателем Госкино России  и заместителем министра культуры РФ.

– Александр Алексеевич, как у Вас возникла сама идея проведения подобного музыкального фестиваля?

– На самом деле, идея возникла у Аллы Ильиничны Суриковой. Причем, много лет назад. Она тогда проводила первые фестивали «Улыбнись, Россия!», и  у нее возникла задумка проведения еще одного фестиваля – комедийных и музыкальных фильмов. Потому что во всех программах фестиваля «Улыбнись, Россия!», который многие годы проходил в разных городах страны, (а последнее десятилетие – в Туле), было большое количество комедий, где звучала музыка. И где на музыкальную составляющую создатели обращали серьезное внимание.

Так что это было ее давнее желание. Ну а дальше мы с ней сели и  поговорили на тему того, что с музыкальными фильмами-то дела в нашем кинематографе сегодня обстоят не очень хорошо.

 –  Да, музыкальных фильмов не так много, как хотелось бы…

–  А высококачественных – просто единицы. И тут есть  над чем подумать. Мы решили, что можно сделать специальную площадку и разобраться, какие музыкальные фильмы сейчас нужны, чтобы они привлекали внимание зрителей и были бы интересны. Это во-первых. А во-вторых, решили, что не совсем правильно было бы ограничиться только музыкальными фильмами. Хорошо бы на проблему посмотреть в комплексе: какова сейчас вообще музыка в кино и насколько велика, если сравнивать с прежними годами, роль композитора в создании картин? Насколько сильны обстоятельства, вытесняющие сегодня композиторов из творческого процесса? Ну, например, то же использование искусственного интеллекта для написания музыки.

Мне тут как-то в интернете попалась программа, которая предложила задать параметры фильма для написания ею сценария. Я задала исходные данные картины «Москва слезам не верит», и в ответ получила сценарий, над которым потом долго рыдала. С музыкой, видимо, так же история: Первого концерта Чайковского мы от машины точно не дождемся.

– Вот… А для продюсера это получается просто и дешево, это – экономия. В каком-то смысле это решает вопрос – музыка ведь есть, значит, и музыкальный вопрос закрыт. А на самом деле происходит разрушение искусства.

При том, что у нас по-прежнему работают выдающиеся композиторы в кино – и Алексей Рыбников, и Максим Дунаевский

– И Владимир Дашкевич, и Юрий  Потеенко, и Артём Васильев. И Алексей Шелыгин, который будет возглавлять жюри конкурсной программы в этом году на нашем фестивале. Очень много замечательных композиторов, которые пишут глубокую и прекрасную музыку.

Мы, например, будем вспоминать на фестивале ушедшего из жизни выдающегося композитора Эдуарда Артемьева, который написал изумительную музыку, глубокую, высоко эмоциональную, трогающую сердца для фильма Николая Лебедева «Нюрнберг». И таких примеров много.

То есть, нам хотелось сделать некий композиторский смотр, и понять, какова вообще музыкальная палитра сегодня в нашем кино? Что сейчас предпочитают, какие музыкальные акценты расставляют композиторы? Насколько то, что они делают, органично связано с содержанием фильма, с работой режиссера и актеров? И это была наша вторая задача.

В этой связи мы хотим провести во время фестиваля творческую конференцию, которая будет посвящена музыкальным фильмам и музыке в кино, где как раз и выступят режиссеры, композиторы и поучаствуют приехавшие журналисты.

Потому что тут действительно накопилось большое количество проблем.

Беседовала Елена Булова.

Фото предоставил А. Голутва

Добавить комментарий