Кадровый дефицит ликвидируют жесткими мерами?

Как рассказал в ходе-пресс-конференции в ОСН депутат Госдумы, член фракции КПРФ Алексей  Куринный, решать проблему нехватки врачей, возможно, будут путем ужесточения требований к выпускникам медицинских вузов.

медицина, здоровье, больничный, Фото с сайта mos.ru
Фото с сайта mos.ru

По его словам, несмотря на официально озвученную цифру (23 – 29 тыс. человек), недостаток врачебных кадров по факту – величина гораздо большая:

«Например, Счетная палата говорит о 100 тысячах. Ну, а если мы проанализируем сайты вакансии, то эта цифра доходит до 200 тысяч (вместе с частными медицинскими учреждениями). Поэтому поставлена задача максимально вернуть тех, кто есть, – это порядка 30% выпускников, которые по разным причинам не идут в государственную систему здравоохранения после окончания вуза. Это может дать дополнительно порядка 10 тысяч человек. Закрепить их хотя бы на 3 года, а там, дай Бог, может быть, кто-то останется и дальше.  Сейчас, конечно, частный сектор и по части заработных плат, и по части нагрузок гораздо более привлекателен».

Как подчеркнул Алексей Куринный, сейчас кадровая ситуация в здравоохранении если не критическая, то очень сложная:

«В отдаленных районах сельской местности количество медицинских специалистов, несмотря на заверения Минздрава, не увеличивается, а зачастую даже уменьшается. Всё это, безусловно, негативно отражается на качестве оказываемой помощи и, самое главное, на ее доступности. Какие предлагаются решения? Предложения об обязательной отработке обсуждались давно, а в настоящий момент они в форме законопроекта от правительства поступили в Госдуму, правда, с  некоторыми  модификациями. Дело в том, что с 1 марта 2026 года все студенты-медики будут «целевиками»: то есть те, кто будут поступать в новый учебный год, все они будут поступать только по целевому направлению. Это значит, что с самого начала за ними будет закреплено рабочее место и по окончании вуза они должны будут отработать или, как это называется, пройти курс наставничества в течение 3 лет. Соответственно, тем, кто это не сделает, грозят довольно жесткие, на мой взгляд, меры ответственности: не только компенсация  стоимости самого обучения, но и еще двойной штраф. То есть, в общем, это будет трехкратная стоимость обучения. Для тех, кто пока учится на бюджете (имеются в виду те, кто поступил ранее), финансовая ответственность остается однократной, но для всех бюджетников будет вводиться обязательный трехгодичный курс наставничества (т. е. практики, отработки) в обязательном порядке. Если его не пройдет простой бюджетник (не «целевик») или тот, кто обучается на платной основе, то его будет ждать повторная первичная аккредитация».

По его словам, среди молодых людей уже был проведен опрос, и, как выяснилось, многими из них введение такой жесткой ответственности, жесткой регламентации фактически всего трудового пути, начиная с первого курса, встречается без оптимизма и энтузиазма:

«Многие даже готовы отказаться от этого пути из-за такого жесткого подхода. Был ли другой  вариант? На мой взгляд, был. Чтобы решить проблему с кадрами, надо было, наверное, реально увеличить заработные платы. Реальная причина оттока кадров из государственной системы заключается в низких зарплатах и высокой нагрузке. Ну, и еще разница по зарплатам по регионам. Она может отличаться в 4 раза, если сравнивать наиболее богатые регионы и все  остальные».

Если есть желание действительно решить проблему кадрового дефицита, то, по его мнению, нужно увеличить фонд оплаты труда, уменьшить разрыв между регионами и, может быть, внедрить федеральную жилищную программу, которая бы закрепляла медиков. Но на все это, как сообщил Алексей Куринный, требуется порядка 500 млрд рублей, а их сейчас у правительства, по-видимому, нет, поэтому и приходится прибегать к жестким мерам.

Сергей Ишков.

Фото с сайта mos.ru

медицина, здоровье, больничный, Фото с сайта mos.ru

Добавить комментарий