Этот мир придуман не нами

Корректировка действующего бюджета-2025 в первом чтении Государственная Дума приняла 15 октября. 22-го намечено первое чтение бюджета-2026. Денежно-кредитная политика – 30 октября.

Государственная Дума, в Госдуме

Многосерийное обсуждение бюджетных дел в комитете ГД по бюджету оставляет чувство глубокого недоумения. Зачем так биться за цифры, коли сами по себе значат они ничего. От чего зависят, не обсуждается. Экономические или правовые факторы, договоры и простые моральные нормы уступили арену публичной болтовне о применении ядерного оружия. Но даже этого уже не боятся пациенты во власти. На мой взгляд, на данный текущий момент у России единственный выход – притвориться мертвой. Чуть что, а у нас плановое охлаждение экономики.

Сумасшедшее повышение утилизационного сбора отложили на месяц. Прекрасно. Если бы только это. Однако сработало, в России резко повысилась базовая тревожность и, соответственно, потребление антидепрессантов.

Мне так представляется, чтобы взглянуть трезвым взглядом на события в России, было бы достаточно одного бюджета России в сопоставлении хотя бы с тем, что рассказывает американист Дмитрий Дробницкий. Тут пропускать нельзя ни слова, картина мира постоянно меняется.

Трамп организовал Совет мира и помирил Израиль с Палестиной, причем обе стороны не участвовали в финале. Газа непригодна для жизни. Западный берег реки Иордан замели под ковер. На Совет мира сбежались все лоббисты хвалить Трампа. Очень кстати на Европу падали неопознанные дроны, аксиоматически российские. Лоббисты ждут, что Израилю напечатанные ФРС деньги больше не нужны и все пойдет в Европу с транзитом Украине против России.

Разрешит ли Трамп «Томагавки» с ядером против России, также многие другие шальные вещи, сегодня зависят от исхода шатдауна в США. Полудемократический Конгресс забрал у президента слишком много полномочий, включая военные. Трамп пытается выдавить либералов из Конгресса и аппарата. Тогда, возможно, финансирование войны не окажется неизбежным. Трамп реально видит себя президентом мира. Нобелевский комитет уколол его дважды. Нобелевку отдал не ему, а венесуэльской оппозиционерке Монадо от демпартии, но не от республиканцев Гуайдо.

Минфин, на мой взгляд, подобно Трампу, публично дистанцировался от войны против России. При обсуждении бюджета-2025 министр Антон Силуанов заявил, ему не нужна Нобелевская премия, ему нужна поддержка парламента. Посредник между добром и злом, замминистра Ирина Окладникова, аплодировала зампреду Госдумы Александру Бабакову. Он убедительно припечатал жирный крест на бюджетную политику России, призвал не говорить об отсутствии денег и ориентироваться на собственные ресурсы. Очень убедительно, но происходит ровно наоборот, на мой взгляд.

Правительство работает строго наоборот. Оно сдает тело страны в аренду партнерам для демонстрации лояльности. Бюджет в России не бюджет, а явка с повинной, на мой взгляд. Главный аргумент высказал зампред Госдумы Александр Жуков на заседании комитета по бюджету. От них для нас санкции, а у нас бюджет сбалансированный. Он сбалансирован с алчностью партнеров. Выполнены все разрешенные социальные обязательства, как мне кажется. Модель изобретена Андреем Исаевым в эпоху монетизации льгот. Это было одно из наиболее мощных суверенных решений, если не единственное отвоеванное у партнеров.

С тех пор ресурсов у страны стало больше. Для их изъятия и стерилизации одной стабилизации недостаточно. Придумывают новые схемы. В том числе банковскую, о которой рассказал в Госдуме зампред палаты Александр Бабаков. И никто не может сказать о внешней презумпции подавления экономики. Как всегда, в дискуссии по вопросу с заданным исходом возникают непреодолимые проблемы с логикой.

Вынужденные поддерживать бюджетную схему единороссы и министры признали вред высокой ставки и одновременно повторяли установку о плановом охлаждении экономики. Слегка опасаясь неукротимого гнева председателя комитета по бюджету Андрея Макарова, независимый депутат Оксана Дмитриева заявила, не может быть такого плана по охлаждению экономики. Не связанный партийными правилами Владимир Соловьёв сказал в эфире об отсутствии задачи сделать рубль мощной конвертируемой валютой. Была задача сделать рубль придатком доллара. На российских деньгах нет названия страны и подписей ответственных лиц. Соловьёв точно знает, если провести в эфире голосование по политике мегарегулятора, результат будет в одну калитку. План развития страны под поставленную президентом задачу не разработан. Трудно без Феликса Эдмундовича…

Смысла в такой дискуссий нет. Ответов на вопросы о научных журналах я не понял. Министр Валерий Фальков убедительно удивился, узнав от Оксаны Дмитриевой о трудностях с публикациями в научных журналах и за рубежом, и в России. К издевательствам над учеными привыкли мы еще в СССР, а после него российскую науку приговорили к коллаборации. При обсуждении бюджета Минобрнауки представило подтверждение: русских ученых выгнали из международных проектов, включая Большой адронный коллайдер, который Россия финансировала. С публикациями за рубежом проблемы возникали при каждом политическом поводе, который придумывали в США. Почему правительство не меняет свою позицию?

Я не знаю, в какой степени депутат Дмитриева погружена в проблемы науки по части биологии. Возможно, заданный формат обсуждения в комитете по бюджету ей просто не позволили озвучить вопрос в полном объеме. Публикации с врожденной западной индексацией Scopus и Web of Science для россиян слишком дороги и требуют снижения качества текста. Требование вроде бы отменили, но реальность, вопреки позиции Запада на изоляцию России, требует коллаборации и публикации.

В России про качество и цензуру говорить противно. Надбавки за ученую степень тоже теряются в разъяснениях министерства. Когда дискуссия касается оплаты труда и стипендиях в науке с образованием, милостей не жди. В комитете по бюджету прозвучал контрольный вопрос о поддержке ДЮСШ.

Его не понял сам министр спорта Михаил Дегтярёв, на самом деле, ДЮСШ давно слили. А вот про отмену детских соревнований с подачи нового министра в Госдуме ничего не знают. Дегтярёв обещал бывшим коллегам по палате: родители за соревнования платить не будут. Ну и их просто отменили, разряды не присваиваются и дети пропускают допустимый возраст и выпадают из спорта.

Дискуссия в Госдуме выявила множество точек властной несуразицы. Некоторые, благодаря Валерию Гартунгу, получили расшифровку источника антигосударственного произвола в классификации саботажа. Большинство своих героев страна не узнала. Их защитил председатель комитета по бюджету Андрей Макаров, торопя завершить подготовку бюджета к принятию на пленарном заседании.

Я отказываюсь понимать Дегтярёва на посту министра. Правительство или Госдума – тут не человек красит место, но место ломает человека. Однако и депутаты сами по себе хороши. В части науки, образования, культуры, спорта, кинологии и так далее они своей страны не знают. Сегодня много руководящих людей не на своих местах. Кризис разделения властей: Госдума должна защищать страну от политики США, а не правительство с такой политикой, и не могут оторвать хлебало от экспортной титьки по идее КПСС, как мне кажется.

Александр Бабаков ничего такого особенного не сказал, чего не было бы в идее Чучхэ – опоры на собственные силы. В переводе с корейского – самовоспитание или самостоятельное развитие.

Министр финансов давно не Алексей Кудрин, но Антон Силуанов договорился до того, что бюджетное правило ограничивает долг и платежи его обслуживания. Думские диссиденты один за одним говорили о падении экономики. Обещали, налоговых изменений не будет, и вот опять – на два процента подняли НДС. Чтобы обеспечить плановый разогрев, необходимы точные оценки. Однако такого плана нет. Есть ожидания милостей Банка России. Минэк Максим Решетников и Минфин Антон Силуанов в режиме «да, но» говорили о росте и не сказали, каким образом. По словам зампреда ГД Александра Жукова, прогноз оптимистичный и, видимо, так не будет. Председатель Счетной палаты Борис Ковальчук сказал о расчете на потребительский спрос. Откуда спрос – непонятно, если производство охлаждено до замерзания.

Слова про плановое охлаждение экономики сегодня в России звонят из каждого утюга и губы кривятся от отвращения. За бюджетом-2025 в думском аквариуме следили только суровые от сосредоточенности на уровне Штирлица профильницы. Аборигенам Охотного Ряда давно надоело разбираться в том, что не поддается умам. Не все даже пришли. Что такое бюджетный импульс, не знал никто, как мне показалось.

Согласно РБК, это показатель, который отражает чистые вливания бюджета в экономику. Он рассчитывается как разница между бюджетными расходами и доходами, включая «квазибюджетные» операции, такие как инвестиции из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и предоставленные кредиты регионам. Говорильня стала базовой для квазиуправления квазистраной. Интегральный вывод из бюджета односложно сделала председатель комитета по защите семьи Нина Останина. Она заключила, меры по поддержке рождаемости дали результат обратный, рождаемость продолжает снижаться.

Возможно, потому что слушают сегодня больше Госдуму, чем уроки семьеведения или разговор о важном. Людям важнее бессмысленный и беспощадный утильсбор и локализация такси. Мера патриотизма откатывается в отрицательную зону вслед за ростом экономики. У председателя Счетной палаты Бориса Ковальчука получился рост один процент или чуть выше – 1,3%. У Оксаны Дмитриевой за вычетом инфляции показатель ниже нуля. По словам Дмитриевой, мы платим за то, чтобы складировать ресурсы в ФНБ, отрезая их от развития страны. Другого вложения в будущее сегодня нет.

По словам Силуанова, повышение НДС – это вообще ерунда. На малом бизнесе не скажется. А вот заменить дивиденды банков налогом на прибыль нельзя, снизим капитализацию банков и придется им помогать. На самом деле налог на прибыль идет в бюджет, а дивиденды – частично иностранным акционерам. Данный аргумент в правительстве тщательно не замечают. Минфин не согласен сам с собой, потому что озвучивает линию партии. Какой? Она условно называется демократической. Условная молекула свободы гуляет по всем сосудам мира. Куда ни плюнь, тот же вертухай. Внутреннее смешалось с внешним.

Оксана Дмитриева описала в ВК раскладку политики заимствований: «Расходы на обслуживание долга в 2026 году будут больше, чем расходы на здравоохранение и образование вместе взятые. Почему? На заседании Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы продолжила наш постоянный спор с министром финансов о политике долга и заимствований. Спросила министра финансов, как он оценивает политику долга, когда на протяжении более 15 лет объем заимствований превышал потребности покрытия дефицита бюджета. Заимствования (имеются в виду чистые заимствования как разница между привлечением и погашением) осуществлялись и при профицитных бюджетах (2011, 2018, 2019, 2021 гг..) и для того, чтобы заместить нефтегазовые доходы, которые не направлялись на расходы бюджета, а поступали в Фонд национального благосостояния России (ФНБ) (2020, 2023).

На это Силуанов ответил, что оценивает проводимую политику долга положительно. Он считает правильным то, что доходы от углеводородов направлялись в ФНБ, что их не использовали на расходы, а для финансирования расходов бюджета осуществляли заимствования, для того, чтобы при плохой конъюнктуре можно было бы взять средства из ФНБ. Однако, получается, что сохранение средств в ФНБ потребовало роста расходов на обслуживание долга за минусом доходов от вложения средств ФНБ. В итоге, за период с 2005 год по 2023 год расходы на обслуживание долга, в постоянных ценах, в 5 раз превысили доходы от размещения средств ФНБ. Встречались годы, где это превышение было и 25 раз, и даже 95 раз (2015 год).

Далее, министр финансов сказал, что средства ФНБ тратятся на технологическое развитие, вкладываются в эффективные проекты. Однако, эти же средства могли быть направлены непосредственно из бюджета с большей эффективностью на те же цели. Избыточные заимствования привели к росту расходов на обслуживание долга, которые были раскручены еще до ухудшение ситуации с нефтегазовыми доходами и падением темпов роста. Если в 2009 году, до того, как заимствования стали использовать для пополнения ФНБ, доля расходов на обслуживание долга составила 1,8% от расходов бюджета, а доля расходов на образование 4,33%, то есть в 2,5 раза больше, то в 2023 году доля расходов на обслуживание долга составила уже 5,33%, в то время как доля расходов на образование все те же – 4,34 %.

В результате подобной политики к объективно сложным временам Российская Федерация пришла с раскрученной пирамидой долга и высоким уровнем расходов на обслуживание долга.

В 2026 году доля расходов на обслуживание долга достигнет 8,8% и будет больше, чем расходы на здравоохранение (1877 млрд рублей) и образование (1744 млрд рублей) вместе взятые и превысит расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, что весьма символично. Контраргументом сторонников формирования ФНБ является то, что в условиях благоприятной конъюнктуры нельзя использовать все нефтегазовые доходы. Не обсуждая этот весьма сомнительный тезис, в своих выступлениях обращала внимание на то, что при наличии доходов от нефти и газа экономия на расходах не происходит, расходы все равно производятся, но за счет займов».

Алексее Бабаков сказал, что мы же распределяем созданное уже в прошлый период времени, а бюджет 2025 года, который мы корректируем уже второй раз в этом году, это есть результат тех инвестиций, которые наша страна осуществила в предыдущие периоды.

Расходы – это инвестиции. Да, не все расходы, например, те проценты, которые сегодня правительство платит в банковский сектор в качестве обслуживания государственного долга, Бабаков не стал бы их рассматривать, как инвестиции в финансовый сектор экономики. Но большая часть расходов, все-таки, – это инвестиции, причем инвестиции и в социальную сферу, и в военно-промышленный комплекс, и в реальный сектор экономики.

Доходы берутся из реального сектора экономики.

При всем уважении к Минфину, депутат понимает, что цена на нефть – это очень важно, но мы с гордостью говорим о том, что сегодня доходная часть бюджета, большая часть сегодня формируется не нефтегазовыми доходами.

«Я же, когда выступаю с какими-то предложениями или даже критическими замечаниями, не перечеркиваю все то, что делается и правительством, и нашей страной, наоборот, я всегда говорю о том, что мы точно все преодолеем, точно преодолеем. Я даже знаю, как мы это можем сделать, но необязательно, что это будет…»

Конец цитаты.

Все понятно.

Лев Московкин.

Фото Ольги Давыдовой

Государственная Дума, в Госдуме

Добавить комментарий