Для России хор – связующее звено между религиозной традицией, народной культурой и профессиональным искусством. В XX веке хор стал инструментом национальной идентичности и государственной культуры, а в XXI веке хоровое пение сохраняет традиции и активно экспериментирует, набирая все большую популярность.
Наша беседа – с президентом Федерации хорового и вокального искусства, дирижером, композитором Екатериной Заборонок, создателем самого большого по численности певческого коллектива в России – Большого академического хора.
Хоровая симфония в мажоре
– Екатерина, как пришла идея создания Большого академического хора?
– Однажды мне пришла мысль «бахнуть» что-то творческое. Так зародилась идея создания Большого академического хора (сокращенно БАХ) при Федерации хорового и вокального искусства, президентом которой я являюсь с 2018 года. С этой творческой программой обратилась к архиепископу Витебскому и Оршанскому епархии Белорусской православной церкви. Выслушав мой рассказ, он где-то минуту внимательно смотрел мне в глаза и как будто увидел в них все будущее нашего коллектива и мое будущее, сказал: «Благословляю».
Затем владыка познакомил меня с директором КЦ «На Арбате». Здесь мы сейчас и базируемся. Это замечательный центр в самом сердце Москвы с прекрасными залами и хорошей акустикой. Там я проводила набор будущих хористов, а теперь здесь проходят наши репетиции. На данный момент хор насчитывает более ста человек. Это смешанный коллектив, мужчины и женщины. У меня была цель – вывести БАХ на самый высокий уровень, чтобы коллектив выступал с ведущими оркестрами, на лучших площадках как минимум Москвы и как максимум – России и мира. И все наши планы (даже не могу их назвать мечтами) начали волшебным образом осуществляться.
Планы сбываются
– Как складывалась история коллектива дальше?
– Уже в апреле 2025 года состоялись первые гастроли в Объединенных Арабских Эмиратах, в Дубае, в рамках фестиваля МЕСМА (Middle East classical music). БАХ был единственным российским коллективом, который публика встретила очень тепло.
23 мая состоялся концерт в кафедральном соборе Калининграда. Наш коллектив вместе с Калининградским симфоническим оркестром под управлением Михаила Кирхгоффа исполнил бессмертный «Реквием» Моцарта. Потом успешно прошли гастроли в Московской области, в Волоколамске. Здесь хор выступил с духовной программой в стенах и самого кремля, и в единственном прекрасно оборудованном Культурном центре города.
О проектах коллективного звучания
– В репертуаре хора духовная музыка?
– Не только. У хора очень обширный репертуар: это духовная музыка, а также большие сочинения с симфоническим оркестром. Сейчас готовим сценическую кантату Карла Орфа на тексты немецких и латинских светских песен XIII века – «Кармина Бурана» (Carmina Burana) и кантату «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева. Это произведение, завершенное в 1884 году, считается своеобразным русским реквиемом. В качестве текста композитор избрал отрывок из поэмы Алексея Константиновича Толстого «Иоанн Дамаскин». Концерт состоится в Москве, в ММДМ.
– А есть у вас особо запоминающиеся события?
– Конечно. В сентябре, в День города Москвы, хор выступил в Государственном музее – культурном центре «Интеграция» имени Н. А. Островского, специализирующемся на поддержке людей с инвалидностью. А 5 октября состоялся концерт в Малом зале консерватории, где состоялось исполнение «Реквиема» Моцарта. Сейчас планируем исполнение «Кармина Бурана» в Большом зале консерватории и гастроли хора Федерации в Китай с яркой программой, состоящей из русских народных песен – основой нашей нации, идентичности, культуры и традиций.
Для всех творческих коллективов интересно фестивальное движение. Поэтому знаковым событием стало участие нашего хора в ежегодно проводимом Всероссийском благотворительном хоровом фестивале «Осеннее многоголосие». Я являюсь художественным руководителем этого масштабного культурного явления. Следующий, 2026 год станет для фестиваля 15-й, юбилейный.
Находясь в ритме времени
– БАХ на данный момент самый большой хоровой коллектив России, но и самый молодой, и за такой короткий срок вам удалось сделать просто невозможное. Помимо «святой к музыке любви» что объединяет коллектив?
– В нашем коллективе поют и любители, и профессионалы. И за этот небольшой промежуток времени у нас появилась своя яркая, молодая энергия, пробивная, сильная, творческая. И главное для нас – попасть в нерв времени.
Я пишу обработки хоровых русских народных песен, которые сегодня очень востребованы. Есть договоренность с художественным руководителем Московского государственного театра «У Никитских ворот» Марком Розовским. Будем ставить хоровой спектакль, состоящий из русских народных песен. И конечно, мы не забываем про патриотическую музыку. В юбилейный, 80-й год Победы в Великой Отечественной войне мною написана кантата «Русская весна», премьера которой намечена на май 2026 года и приурочена к великому празднику – Дню Победы. Ее будут исполнять детский хор, оркестр, солисты, а стихи писали дети из ДНР и ЛНР. Это очень сильные стихи, посвященные героям СВО.
А вообще, в моей творческой «картотеке» написано много гимнов, от патриотических, таких как гимн Российскому флагу или городу Заозерску, до тематических, посвященных футболу и даже байкерам. Сочиняю много хоровой музыки. Являюсь председателем многих хоровых конкурсов, сейчас, например, приглашена как эксперт телевизионного народного конкурса «Ну-ка, все вместе!»
Ну а со своим детищем, Большим академическим хором, мы снова собираем чемоданы – ведь совсем скоро нам предстоят гастроли в Северную Корею и в Китай.
Нина Донских.
Фото из архива Большого академического хора