15 ноября 1932 года в здании Казанского собора в Ленинграде открылся Музей истории религии Академии наук СССР.

Музей был образован на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 года и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 года. В основу его экспозиции легла антирелигиозная выставка, открытая в 1930 году в залах Зимнего дворца в Ленинграде. Официальное открытие музея в Казанском соборе состоялось 15 ноября 1932 года.
Ранее в Петрограде хотели создать «музей мощей», однако этой идее не суждено было осуществиться. Подготовка к созданию такого музея велась и в Москве, куда были привезены мощи многих русских святых из различных монастырей России. В Москве большевики хотели создать «Красную Лавру», или, как они еще называли, – «Музей Богов». Но из этого плана ничего не вышло. Как рассказывается в книге Аллы Добросоцских «Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского», в 1946 году экспонаты, в том числе и мощи святых из Московского музея религии и атеизма, в нескольких вагонах были доставлены по железной дороге и переданы в Ленинградский музей истории религии и атеизма.
К слову, гонения на церковь, начавшиеся вскоре после Октябрьской революции, Казанский собор стороной не обошли. Он сильно пострадал во время проходившей в первой половине 1922 года кампании по изъятию церковных ценностей в целях помощи голодающим Поволжья.
Тогда настоятелем Казанского собора был протоиерей Николай Чуков, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. Он пытался спасти святыни храма. Чудотворную Казанскую икону Божией Матери удалось сберечь, а вот уникальный серебряный иконостас исчез навсегда. По словам доктора исторических наук, профессора Михаила Шкаровского, этот иконостас был сделан из того церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки Донского казачьего войска затем отбили.
Действуя вместе с настоятелем, прихожане добились того, что о сложившейся вокруг Казанского собора ситуации стало известно председателю Всероссийского центрального исполнительного комитета Михаилу Ивановичу Калинину. Калинин дал указание не трогать иконостас, но руководитель Петроградской окружной комиссии помощи голодающим Иван Бакаев с таким решением не согласился. В итоге иконостас изъяли и отправили на переплавку.

Весной 1923 года Казанский собор, несмотря на протесты верующих, был передан обновленцам, и до начала 1932 года являлся их кафедральным собором.
Основанием для закрытия Казанского собора стали инициированные властями обращения трудящихся. Главным аргументом было то, что в храм ходит очень мало людей. 26 декабря 1931 года на заседании президиума Ленсовета приняли документ следующего содержания: «Исходя из заключения технической комиссии и учитывая, что собор имеет исключительную архитектурную и историческую ценность, и для сохранения таковой требуется значительная сумма средств, которую церковная двадцатка (группа членов приходского совета, которая в соответствии с действовавшим тогда законодательством брала на себя ответственность за храм. – С. И.) не имеет, Академия наук предлагает использовать здание под Музей по истории религии».
Говорят, что еще одной причиной того, что Казанский собор уцелел, было то, что взорвать столь большое здание, находящееся на Невском проспекте, технически было сложно. К слову, отчасти трудности технического характера заставили отказаться и от идеи уничтожить Исаакиевский собор.
Вернемся к ноябрю 1932 года. Инициатором создания музея и его первым директором стал историк религии, этнограф и антрополог, профессор Ленинградского университета Владимир Богораз-Тан. В феврале 1932 года Казанский собор закрыли для богослужений, его интерьер был переоборудован под Музей истории религии и атеизма. Эта надпись памятна многим жителям города: она была помещена перед входом в собор, высоко на фронтоне, там, где изображено всевидящее око Божие. Крест с купола сняли и заменили шпилем.
В музей поступала церковная утварь из закрывавшихся православных храмов, а также костелов, кирх, мечетей, синагог. Путеводитель по Ленинграду 1933 года сообщал: «Экспонаты музея состоят из античной скульптуры, картин и гравюр русских и иностранных художников и из разнообразнейших культовых предметов народов всего мира».
Первые сотрудники музея проводили серьезную научную работу. К 1941 году музей собрал богатейшую экспозицию, состоящую из редких предметов искусства разных конфессий. В нем хранились уцелевшая коллекция православных икон XVII – XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. К началу 40-х годов в музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собранием книг по истории религии и религиоведению в России.
Как уже говорилось выше, из закрывшегося в столице Центрального музея атеизма в Казанский собор перевезли различные реликвии, изъятые у церкви в 1920-е годы. В частности, привезли мощи многих святых: Александра Невского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Зосимы и Савватия Соловецких.

Несмотря на то, что хранение мощей в запасниках музея никак не гарантировало их сохранности, нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского очень хорошо сохранились. Однако в 1970 году руководство музея приказало их уничтожить. Один из проводивших реставрационные работы работников, А. В. Соколов, осмелился не исполнять это распоряжение и спрятал мощи на чердаке Казанского собора.
«В 1990 году во время передачи церковной утвари из запасников Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе открылось место обитания великой святыни – останков преподобного Серафима Саровского, – рассказывала в книге «Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского» Алла Добросоцских. – Тогда же в шлаке на чердаке Казанского собора были найдены и мощи святителя Иоасафа Белгородского. Считавшиеся безвозвратно утраченными останки преподобного Александра Свирского были последними в чреде чудесных находок».
После возвращения Казанского собора церкви дочь Соколова обратилась к церковному священноначалию и рассказала, где спрятаны мощи святителя Иоасафа Белгородского.
Митрополит Иоанн (Снычев) создал специальную комиссию, были организованы изыскания, и под слоем утеплителя на чердаке собора действительно нашли мощи Иоасафа Белгородского.
В августе 1990 года была зарегистрирована община Казанского собора, в здании которого по-прежнему располагался Музей истории религии и атеизма. Правда, в 1989 году последнее слово из названия было изъято, но по существу музей представлял собой атеистический придаток Института марксизма-ленинизма, Академии общественных наук при ЦК КПСС и Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Вскоре исчезла и надпись на фронтоне перед входом в храм, а в местной печати промелькнуло сообщение, что вскоре купол храма «получит свое прежнее архитектурное завершение», то есть крест.
14 декабря 1999 года состоялась полная передача Казанского собора Санкт-Петербургской епархии Руcской Православной Церкви. 31 декабря 1999 года в Казанском соборе была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Поздравив прихожан с наступавшим 2000 годом, он провозгласил Казанский собор кафедральным.
Сергей Ишков.
Фото ru.wikipedia.org








