Фильм «Первый на Олимпе» Артёма Михалкова вышел очень вовремя относительно текущих событий. Он содержит эпизод, возможно, второстепенный в картине, подобный тому, что стало основным поводом обсуждения по итогам чемпионата России по фигурному катанию. И примерно то же было квинтэссенцией фильма-исследования Авдотьи Смирновой «История одного назначения» для экранизации реальной истории с участием Льва Толстого.

Чемпионат России по фигурному катанию проводится в декабре. Ранее это делалось для того, чтобы отобрать лучших представителей страны на чемпионаты Европы, мира и Олимпийские игры. После отстранения наших спортсменов от международных соревнований традиция осталась. В этом сезоне предварительный отбор на Олимпиаду-2026 проводился в сентябре 2025 года в Пекине. Отбор прошли Аделия Петросян и Пётр Гуменник, танцоров и представителей парного катания отстранили даже от предолимпийских соревнований.
Уровень чемпионата России в целом выше Олимпиады, потому что Россия там не участвует и давить на ее спортсменов больше невозможно. Настоящий праздник.
В отличие от послевоенной Олимпиады, сегодня спорт опасно помолодел. Дети сталкиваются с поистине олимпийскими страстями из древнегреческих мифов о нервной жизни богов и героев. Сегодня Россию воспринимают как непозволительно завидную угрозу, чего не было тогда. Парников и танцоров не взяли. Казалось бы, чего соваться, куда нас не хотят.
Древнегреческий Олимп был маленький, не большее провинциальной коммуналки со вселенскими страстями, и деваться некуда. Во времена двукратного (1952, 1956) олимпийского чемпиона по академической гребле Юрия Тюкалова возможностей было море. Можно на завод и в художественное училище, где девушка красивая тебя любит. Надо делать, что получается.

В фильме Артёма Михалкова спортсмен бьет в лицо уважаемого тренера от возмущения его подлыми интригами. Бросает тренировки и возвращается на завод.
В фильме в отличие от ЧР все тщательно объясняется. Это далеко не главный персонаж и, скорее, второстепенный эпизод. Он подчеркивает силу духа героя.


Виной всему оказывается безответная любовь к тренерше спортсмена.
Сам фильм, в общем-то, о другом. Ленинградский блокадник, переживший войну и смерть отца, стал олимпийским чемпионом по академической гребле.

Ему приходилось часто грести в детстве и под бомбежками. Поэтому он боялся самолетов. В первый свой заплыв на профессиональном снаряде свалился в воду, когда случайно в небе показался самолет.

Фильм, несмотря на спортивную борьбу, кажется каким-то выровненным и спокойным. Но только кажется. Возможно, началась новая эпоха в нашем лучшем кино. На первое место вместо динамики, хотя и она тоже есть, все же выходят чувства на крупных планах с выразительными глазами в паузах. Тут что-то от немого кино. Только теперь выразительность персонажей скорее от избытка возможностей, чем от недостатка.
Наталья Вакурова, Лев Московкин.








