Бывают события, когда слетает пелена с глаз и мозг начинает дышать, освобожденный от опухоли или эмпиемы, прессующих сознание.

Любая идеология ограничивает индивидуальность, потому что у человека приспособленность к меняющимся условиям без возможности приспособления к чему-то конкретному создает проблемы с нормой. Чем отличается коммунистическая идеология от фашистской – она настроена на позитив.
Мозг дышит – так говорят хирурги. Они это видят на операционном поле.
Мы не видим, а чувствуем, когда сознание вдруг на время освобождается от компрессионного перелома, затоваренным общественным мнением.
На «Рабочем завтраке у Тосуняна» в субботу, 17 января, обсудили научную фантастику. С основным докладом «Образ будущего в советской фантастике 1960 – 1970-х гг. (И. Ефремов, А. и Б. Стругацкие)» выступила заведующая отделом истории славянских литератур Института славяноведения РАН Елена Ковтун.



Докладчик была в ударе, и аудитория ее поддержала. Ковтун рассказала о том будущем, которое нарисовали для нас советские фантасты. Они ориентировались на светлое коммунистическое будущее глобально-межпланетного размаха.
Коммунизм получился своеобразный с условиями. Граждане должны снижать потребление и приносить пользу обществу.
Поскольку условие не выполнено, прогнозы реализованы односторонне. Получился дуализм похитрее квантово-волнового, и описать его в приличных научных выражениях невозможно. Нужна какая-то особенная наука, человечество ее пока не достигло.
Реализован вечный бой двух сторон человека, светлой и темной, как это показано в фильме Джаника Файзиева «Вратарь Галактики».
Управляет производством и обществом большая ЭВМ.
Планетарно-галактическая цивилизация у Стругацких говорит на русском. у Ефремова на искусственном аналоге санскрита.
Примером настоящей фантастики – то, чего не может быть – следует считать роман Владимира Обручева «Земля Санникова» 1924 года. Купец Яков Санников видел призрак неведомой земли в Арктике. Остзейский барон Эдуард Толль был одержим поиском призрачной земли и погиб, не достигнув своей мечты.
Описано в повести-исследовании «Мыс Преображения» Юрия Чайковского. Роман экранизирован в одноименном приключенческом фильме режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова с песнями в исполнении Олега Анофриева, ставшими символами эпохи.
После первого спутника и полета Гагарина светлые мечты о прекрасном будущем распространились в космос.
Нам представляется фантастика начала прошлого века более смелой и диверсифицированной. «Космическая» фантастика привлекает больше внимания. Ее обзор представлен в книге «Притяжение космоса» Олега Газенко и Валерия Шарова.
По версии Ивана Ефремова, светлое коммунистическое будущее должно наступить через две-три тысячи лет. На самом деле отдельные его элементы были реализованы практически сразу. В этом смысле научная фантастика отличается от прошлых утопий.
В ряде стран доступно бесплатное государственное здравоохранение и образование на относительно высоком уровне. Кое-где сохранилось бесплатное обеспечение жильем, как некоторое время было в Советском Союзе. В Северной Корее нет налогов.
Шарашки времен ГУЛАГа организовали в режиме коммунистического обеспечения разработку самолетов, которые вообще непонятно как могут летать. Сторонник вертикального ракетного старта Королёв и приверженец горизонтального самолетного взлета Глушко отчаянно ссорились. Под присмотром НКВД Тимофеев-Ресовский создал новую науку радиоэкологию. Так же в коммунистическом раю была организована работа ликвидаторов в Чернобыле. Возвращаться в перестроечный быт было несладко.
США элементам коммунизма в других странах активно противостоят, но у себя для выживания страны реализовали нечто вроде Soviet life с гигантской поддержкой сельского хозяйства пособиями и продуктовой поддержкой бедных.
В позднем СССР на пространстве Украины успешно развивалась и применялась ОГАС кибернетика Виктора Глушкова. ОГАС под давлением из США была закрыта в 1967 году решением Политбюро едва ли не раньше, чем была описана как фантастика. Ее элементы растащили в США и КНР.
Описание в формате фантастики для реализованного или что может быть реализовано необходимо для защиты истины и самого ее автора, коль она вызывает столь опасные реакции.
Как бы это автор нафантазировал и вроде бы ни при чем.
Академик Наталья Иванова больше поклонник Стругацких, чем Ефремова, там больше науки. Образ профессора Амвросия Амбруазовича Выбегалло живучий и воспроизводится. Академику данный образ явно неприятен. Ничего фантастичного.
Со вторым докладом «Модели будущего в современной научной фантастике и философии техники» выступил Александр Нестеров, заведующий кафедрой философии Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королёва.
Нестеров стал инициатором темы научной фантастики. Главная мысль – что для завтра сделал я? Чтобы каждый не ушел обиженным, направляющее поле дает системные ответы. Любая литература говорит о том, чего нет. Фантастика включает элементы необычайного высказывания. Мы выходим из новой Атлантиды Френсиса Бэкона, канон жанра новой антиутопии. Технологическая сингулярность идейки начинает в качестве жреца и в конце XX века заканчивается божественным началом. Проблема справедливости Киберпанка, в русском полстраны эпигоны киберпанка. Наша матрица встретила другую матрицу. Будущее надо удерживать, не подменяя прошлым. У Кира Булычёва показаны подмена.
Направляющее поле – это система воспитания.
Доклады, вопросы и ответы стали фантастическим примером редкой связности дискуссии.
Вторая часть отделилась самопроизвольно и показала признаки профессиональной ревности с признанием по части терминов. Что само по себе служит признаком высокого уровня.
Ведущий Гарегин Тосунян уверенно парировал непроизвольные выпады: «У нас не семинар вампиров. Не бойтесь быть богом».
Непонятно, к чему в одном из выступлении прозвучало упоминание данных о снижении числа активных сперматозоидов в эякуляте мужчин-европеоидов. Угасание мужского начала было предметом насмешек и пророчеств в эзотерических источниках. Сегодня это печальный факт. Увязки с фантастикой гиногенетических цивилизаций вроде фильма «Новые амазонки» мы не увидели.
Люди в России стали намного лучше. Они, конечно, отстают от научно-технического прогресса и остаются обезьяной с гранатой, как сказала Елена Ковтун. Но, к сожалению, хуже, что состояние людей значительно опередило безответственно-злобное госуправление.
Что бы ни делали из власти для людей, всегда находятся инсайдеры, чтобы извратить обозначенные намерения по модели раздвоенного ученого в отмеченном выше фильме «Вратарь Галактики».
В целом реализовалась модель Юлии Латыниной (внесена в реестр иноагентов) из фантастического романа «Нелюдь» с предсказанием компрессии численности, или горлышка бутылки. Латынина – явно иностранный агент межпланетной цивилизации. У нашего осциллографа стрелки для нее нет.
Мотивация адекватно и художественно описана у Ролана Быкова в фильме «Айболит-66.» Ну и Тараканище, конечно, куда ж без него.
Потребление снижается принудительно без воли самого человека и далеко не у всех. Система управления обществом не позволяет человеку повышать свое благосостояние честным трудом.
Видимо, советскую фантастику прочитали и сделали всё наоборот. Семинар вампиров.
Русский язык заменили английским в его непригодном для взаимопонимания и точного описания варианте. Чтобы всегда можно было сказать и «хайли лайкли» и «вы не так поняли». Пользу обществу в ручном режиме заменяли на вред. Лечение болезней уничтожали и подменяли на их распространение. Сохранение жизни людей подменено на человеческое сафари. Не древнеримские сражения гладиаторов и даже не бой быков – а как же у нас гуманное обращение с животными. Билеты на убийство продаются желающим. Убийство ребенка дороже. В него труднее попасть. Премия мира присуждается за организацию войны. В процесс умножения вреда и взаимного истребления вовлекается как можно больше людей. Разработаны алгоритмы персональной вербовки в массовом порядке.
Идеи Станислава Лема казались безумными о фантоматике или выкладывании орнамента из переработанных людей. Они стремятся к порядку из собственных тел по собственному желанию. Кто не понял, для тех есть «Хищные вещи века» Стругацких из бытового набора привычного окружения обычного человека. И излучатели на вышках для трансформации сознания в нужном направлении. Неподдающиеся «Выродки кто они и откуда».
Сегодня все это реальность. Все скрутилось в единый тугой клубок программы ПРИЗМ. Распутать и убрать зло по деталям невозможно и всё единым актом неповиновения тем более. Зло проросло в людях зомби-паразитизмом.
Мы теперь живем в условиях антиутопии. Человек постоянно должен доказывать, что не преступник, хотя уже доказал. Но перед каждыми выборами для хаоса и ссор опять начисляют просроченные долги. Есть масса способов для каждой страты населения. Бьют тем круче, чем человек активней и полезней обществу.
Вот эта дискуссия – луч света в темном царстве. Оказывается, разум всесилен.
Из прошлого в будущее, перепрыгнув настоящее.
Я, правда, не ожидал, что найду здесь то, что давно безуспешно искал.
Итак, ИИ или футурологи не оправдали ожиданий, и все ответы нашлись в научной фантастике.
Как и три тысячи лет, многое уже, по крайней мере, частично давно реализовано, а что-то давно ликвидировано, как ОГАС Глушкова. У Оруэлла есть ремейк «Слепая вера» Бена Элтона. Эволюция человека идет быстрее возможностей описания, поэтому прогностика необходима.
Очень большие проблемы описания. Журналистика новостей требует серьезных научных знаний. Раскопать их удалось с трудом. Действительный дуализм хуже квантово-волнового.
Сегодня трудно представить научную базу для пророчества Стругацких о центробежных процессах в империи. Или идею Лема о модуляции жизни на Земле животворным космическим излучением неизвестного происхождения. Внеземное происхождение разума в антропософских идеях Циолковского.
Любой арогенез вызывает изумление. Одних попыток разума больше наших возможностей объять их пониманием собственного разума.
К сожалению, идею разумного океана под именем «Солярис» Тарковский не раскрыл. Авторы романа и экранизации друг друга не поняли, и в аудитории возобладала под видом гениальной исключительности примитивная ненависть к национальной власти.
Сначала советская власть запретила фэнтези. К концу противостоять центробежным процессам дряхлеющая власть не могла и предпочла их самоубийственно возглавить. В режиме ускоренного распада удалось что-то сохранить в основе описанного светлого будущего.
Елена Ковтун утверждала, что фантастика не только обладает прогностическими возможностями, но в ее составе есть всё. В том числе большой раздел посвящен экологии. Однако нам неизвестно и, возможно, мы пропустили, актуальный сегодня момент синхронного старения экосистем в человеческой и дикой природе с сукцессией зомби-паразитизма.
Человеку свойственно парадоксальное сочетание претензий на собственную эксклюзивность с самоуничижением. У русских всё это сочетается с эволюционной прогрессивностью, потому что здесь самомнение намного отстает от самоуничижения, и данный факт служит фактором прогресса. Соответственно представление о более высокой эффективности человеческих систем, и в том числе экосистем, непопулярно. Система управления будет быстрее входить в фазу климакса и все больше наполняться хаосом и психогенетическими девиациями.
Отсюда понятно, почему это трудно найти в научной фантастике. Физический фактор динамического хаоса будет по схеме положительной обратной связи разгонять хаотизацию массового поведения, как это описано у Достоевского. Соответственно будет расти миграция и правовой нигилизм, инфекционные заболевания и синантропные насекомые.
Под воздействием опасности в России отмечен обратный процесс мобилизации и концентрации.
Смягчить последствия может только централизация власти при условии жесткой борьбы с саботажем. В идеале нужно найти способ перевести человека в новую форму организации более высокого уровня путем генетической инженерии формата арогенеза. В России так уже было.
Если в прошлом ликвидировали безграмотность, то сегодня нужен ликбез в биологии, эмбриологии, экологии и синергетике, технологии интимного общения. Возможно, тогда население самим фактом своего знания будет более требовательно к качеству власти. Сегодня она, на наш взгляд, отстает от народа и для консервации своего состояния направляет в публичное информационное поле поток мусора.
Раньше мы не могли представить уровень предстоящей волны. Синхронизация рецессии показала, волна будет мощной и, возможно, длительной.
Лев Московкин, Наталья Вакурова.








