Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СУДОВЕРФЬ

АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СУДОВЕРФЬ

Корабельный состав Балтийского флота по первой судостроительной программе создавался главным образом на Олонецкой верфи, которая именовалась так по названию уезда и размещалась в Лодейном Поле на реке Свирь.

После военных успехов 1704 года (овла­дение Дерптом и Нарвой) появилась возможность перенести базовую верфь Балтийского флота с берегов Свири в Петербург. В «Журнале путешествий Петра I (1696 – 1709 гг.)» об основании Адмиралтейской верфи в дельте Невы сказано: «…1704, ноября в 5-й день, в неделю (воскресенье. – В. К.), заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились». А в «Гистории Свейской вой­ны» говорится, что именно Петр I «…в Санкт-Петербурге, осмотря место на берегу Невы, заложил для строения кораблей Адмиралтейскую верфь».
Петр I сам испытал неудобства плавания по Ладожскому озеру. Он увидел, что при переходе вновь построенных на Свири судов многие могут погибнуть от бури и не дойти до места назначения. Поэтому Петр I искал средства избежать этого неудобства. Со строительством Санкт-Петербурга он решил основать корабельную верфь ближе к Финскому заливу.
Строительство верфи диктовалось и еще одним немаловажным фактом – без создания сильного флота было невозможно вести войну со Швецией.
Закладка верфи состоялась 16 ноября по новому стилю 1704 года. Одновременно она должна была стать и крепостью на входе в Неву. Через год стали укреплять Адмиралтейство по чертежам, составленным А. Меншиковым, губернатором Санкт-Петербурга. Кораблестроение на новой верфи началось буквально сразу же после ее основания – в период с 5 (16) по 9 (20) ноября 1704 года. 20 ноября Петр I уехал из Петербурга в Нарву, а оттуда – в Москву, где получил 22 января 1705 года доклад от Ф. М. Скляева, начальника верфи: «Которыя суда изволил заложить при отъезде твоем, и ныне оне набраны…»
Кораблестроение на Адмиралтейской верфи набирало темпы по мере ввода в строй ее производственных помещений и формирования постоянных кадров рабочих. После заложенных в ноябре 1704 года нескольких небольших судов осенью 1705 года стали строить 30 ботов для судов флота. В январе следующего года заложили крупные боевые корабли – прамы (плавучие батареи). Это были однотипные мелкосидящие корабли с сильной артиллерией, предназначавшиеся для обороны острова Котлин от шведского флота. Шел также поиск новых типов судов, которые были бы эффективнее существовавших в особых условиях Балтики.
Накопление опыта судостроения и боевого применения способствовало появлению так называемых русских бригантин, или бригантин русского типа. Головная русская бригантина была построена на Адмиралтейской верфи Петербурга Ф. М. Скляевым и в ноябре 1706 г. спущена в присутствии Петра I. В походном журнале царя сообщалось о спуске на воду в Адмиралтействе и еще одной бригантины «нового маниру», которую уже на следующий день испытывали в Финском заливе. Испытания были успешными, и Петр I указал сделать еще две русские бригантины в Адмиралтействе из дубового леса и три из соснового.
Я только хотел напомнить, как рождались Адмиралтейские верфи. За свою 315-летнюю историю, которую невозможно изложить в короткой статье, старейшее судостроительное предприятие России сделало немало и с честью готово встретить предстоящий юбилей.

Вадим Кулинченко, капитан 1-го ранга в отставке.

Фото: https://twitter.com/mod_russia/status/814491179844780032

Добавить комментарий

Loading...
Top