Хлудов напомнил о себе

Недавно Музей Москвы пополнился уникальными материалами, связанными с представителями известного рода Хлудовых. Их передала внучка Василия Алексеевича Хлудова Мария Сергеевна Хлудова.

В Государственном Историческом музее хранится уникальная коллекция древних памятников – рукописных и старопечатных книг, собранных известным московским предпринимателем, меценатом и коллекционером Алексеем Ивановичем Хлудовым, завещавшим свое сокровище Московскому археологическому институту. Особняк Алексея Хлудова был хорошо известен московской интеллигенции, особенно интересующейся историей и стариной. Однако, учитывая, что и сегодня информация об этом здании разноречивая и порой недостоверная, остановимся на некоторых немаловажных и живописных подробностях его прошлого.

В Хомутовском тупике народных гульбищ, торжественных приемов и каких-нибудь других шумных сабантуев отродясь не устраивали. Даже носиться наперегонки здесь мало кто соблазнялся. Бегать да ездить почти негде – довольно узкий переулок от Садовой-Черногрязской пролегает всего-то на полторы сотни метров до пешеходного моста через Курско-Октябрьскую железную дорогу.

Наверное, поэтому в этом тихом тупичке лет восемьдесят назад обосновалась неприметная автобаза. Чьи в ней стоят машины и кто шоферы, живущие при них в общежитии, – этого никто не знал. У ворот строго светилось табло: «Водитель, гаси фары». Местная школярская и детдомовская публика на свой лад наименовала данное машинное заведение, соединив два последних слова в одно. Получилось какая-то таинственная, но зато всем понятная «Гасифара».

Жизнь сложилась так, что незатухающим источником поистине волшебного света стали для этих мест заметные центры образования, поочередно возникавшие в доме 5 с начала ХХ века. Накануне Первой мировой войны в этом импозантном особняке его владельцы – потомки широко известных в Москве купцов и предпринимателей Хлудовых дали приют женской гимназии Людмилы Валицкой. После революции 1917 года в нем поселилась советская школа-девятилетка. В 1930-х годах ее старшеклассников перевели в другие средние учебные заведения, а здесь возгорелся новый очаг просвещения, на сей раз семилетнего цикла.

Стоит ли поражаться тому, что в условиях советского строя оказалась почти стертой память о бывших хозяевах Хлудовых? Но все-таки и сейчас удивляет, как легко удалось забыть о представителях славного семейства пионеров самобытной русской промышленности.

Дом в Хомутовском тупике (его в ту пору стали называть Хлудовским) построил Алексей Иванович Хлудов (1818 – 1882) – талантливый предприниматель, оборудовавший по последнему слову заграничной техники несколько отечественных бумагопрядилен (до сих пор кое-что работает!). Земля, на которой поднялись стены обширного особняка, до этого побывала в руках именитых, но малодеятельных хозяев. В 1797 – 1800 годах это была А. Н. Юрасова, жена генерал-лейтенанта Сухотина, потом до 1814 года князь А. В. Урусов, которому повезло – в пожар 1812 года обе его каменные постройки уцелели. В 1814 -1817 годах ими владеет князь В. С. Львов с женой, затем – княгиня Е. П. Голицына. По архивным документам видны постепенные приращения к усадьбе жилых построек. Они к середине ХIХ века образовали комплекс из десятков «покоев».

Главным из них был, очевидно, комплекс соединившихся строений, который стал обиталищем для нового владельца – графа Ф. И. Толстого, известного под именем Американец. Официально владелицами имения были в 1837 -1850 годах его жена и дочь. Однако граф из своего присутствия не делал

секрета. Перед домом стояла пушчонка, напоминавшая, что здесь живет не только дуэлянт, но и воин, отличавшийся в баталиях.

Алексей Иванович Хлудов, став в 1853 году владельцем усадьбы, захотел масштабно обустроить семейное гнездо. Он рассчитывал, что в нем будут базироваться все его дети. Новый большой дом должен был дать кров всем им. Архитектор П. П. Скоморошенко получил заказ, предусматривавший решительное устранение ряда старых домов, существовавших при купце И. Ф. Мамонтове, который в период своего владения усадьбой, с 1850 до 1853 года возвел пару одноэтажных строений, а также при Толстом-Американце (а вот куда делась его пушечка, интересно было бы узнать?!).

В 1864-м двухэтажный каменный дом с мезонином был закончен. Проект предусматривал создание двух оранжерей. Но они появились позже, в 1879 и 1901 годах. В остекленной оранжерее слева от дома под попечением главного садовника московского Ботанического сада Г. Ф. Вобста росли пальмы и редкие тропические растения. В саду за домом были яблоневая аллея и цветник. Та часть сада, которая располагалась тоже слева от здания (если смотреть от фасада), шумела листвой перед окнами спальни хозяина. С этого же бока была библиотека. Ее потолок потом будет расписан по эскизам А. М. Васнецова. Здесь же в нижнем этаже находилась бильярдная.

Начало 1860-х годов было расцветом деятельности Алексея Ивановича на индустриальной и общественной ниве. Он – первый председатель Московского Биржевого комитета, глава московского отделения Мануфактурного и Коммерческого совета. Но мало того, он еще страстный коллекционер – неутомимо собирает старопечатные книги и ценные иконы, продолжая коллекционирование древних памятников, начатое его зятем А. И. Озерским. Дом-дворец помогает ему, несомненно, в благородных делах. Алексей Иванович распоряжается создать в нем специальную несгораемую комнату, чтобы защитить от случайностей свое главное богатство. Его целеустремленность – пример для подражания. Но молодое поколение Хлудовых немного побаивается сурового патриарха. Среди внуков Алексея

Ивановича считалось непосильным даже краткое пребывание в его спальне с невысоким сводчатым потолком, которая находится, конечно же, рядом с комнатой-сейфом.

Следующим владельцем усадьбы был третий сын А. И. Хлудова Михаил (1843 – 1883). Живой и смекалистый, он был неутомимым охотником и артистичным рассказчиком о своих приключениях и странствиях. Впрочем, ему и в самом деле было чем похвастать. Будучи адъютантом генерала М. Д. Скобелева во время войны с Турцией в 1876 году, он совершал рейды в расположение неприятеля, за свои деньги снабжал армейские лазареты медикаментами, благодаря его удальству были достигнуты успехи во время походов в Среднюю Азию. Он стал кавалером нескольких орденов и получил Георгиевский крест.

Михаил очень любил животных. Белки и собаки, голуби и попугаи были желанными существами в усадьбе. Из Туркестана Михаил вывез тигра, при виде которого гости чуть не падали в обморок. Хозяин держал полосатого (вообще-то это была тигрица Маша) в летнем домике в саду, привязанным к кольцу, ввинченному в паркетный пол.

После вхождения в наследство нового хозяина постигло огромное несчастье. От травмы головы погиб его единственный восьмилетний сын. Сначала Михаил хотел отдать дом под специализированную детскую клинику, но потом им были выделены большие средства для создания такого учреждения на Девичьем поле, где уже существовали элитные лечебные заведения, основанные его родной сестрой – известной благотворительницей Варварой Алексеевной Морозовой. Клинику закончили строить в 1891 году. Ей было присвоено имя Михаила Алексеевича.

Большой и славный период дома Хлудовых в Хомутовском тупике прошел при главенстве легендарного представителя рода – Василия Алексеевича Хлудова (1841 – 1913). Ему немало внимания уделено в исторической литературе и мемуарах. Образованность и культура Василия Алексеевича были чрезвычайно высоки. Он окончил естественный и медицинский

факультеты Московского университета, прекрасно играл на фортепиано, импровизировал на органе, выписанном из Германии и установленном в доме. Знал три языка, много путешествовал. В круг его интересов входили проблемы металлургии, биологии, эндокринологии, астрономии. Его пытливый ум для всего находил точки приложения и в самом доме, и ближайшем пространстве вокруг него. Большая комната слева от входа была завалена множеством механизмов, которые он испытывал и приспосабливал к нуждам хозяйства и своей деловой практики. В 1897 году был разработан проект капитальной переделки дома. Сейчас невозможно судить, какой она оказалась в полном объеме – не хватает документов. Однако ясно, что тогда в доме появилась обсерватория.

В 1970-х годах была произведена надстройка здания, после которой многое теперь трудно вообразить. Только тот, кто видел раньше интерьеры дома, может вспомнить, что это такое было – Дом Хлудовых, который хоть и менялся, но сохранял лица необщее выражение, как и его прежние владельцы, немало сделавшие для Москвы.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x