Несчастливым для памятников русского авангарда оказался район Садового кольца от Нового Арбата до Тверской, считает наш постоянный гид академик Александр Кудрявцев. Серьезные архитектурные изменения не обошли стороной и уникальное в свое время сооружение — московский планетарий.
— Десять лет назад на месте Института курортологии, сооруженного в двадцатые годы в стиле конструктивизма, расположился отель «Мариотт». А какой обветшалый, другого слова не подберешь, вид имеет знаменитый «дом Наркомфина»! А ведь к нему, на Новинский бульвар, до сих пор едут со всего света поклонники русского авангарда. И Московский планетарий претерпел, прямо скажем, серьезную хирургическую операцию.
— А с ним-то что случилось? — спрашиваю академика. — Стоит себе на прежнем месте, издалека виден его высокий серебристый купол…
— Да-да, он на том же месте, — соглашается А. П. Кудрявцев и добавляет: — Чтобы вывести его из состояния упадка и безусловной перспективы разрушения, надо было найти средства, — планетарий подняли на целых шесть метров! Небывалый случай с объектом культурного наследия — огромные домкраты поднимали его миллиметр за миллиметром, отслеживая физическое состояние дома. Особенно боялись за тончайшую железобетонную скорлупу, поэтому, что могли, укрепили – и удивительный дом эту операцию выдержал! Под ним разместили новое многофункциональное пространство, которое по площади, как сообщает автор проекта реконструкции известный архитектор Александр Анисимов, в четыре раза превышает старое.
Однако некоторые специалисты подвергли критике результаты, полученные в ходе реконструкции. По их словам, нарушены пропорции,
утрачена подлинность конструктивистского объекта – от исторического здания остались одни воспоминания.
…Открытие планетария в Москве 5 ноября 1929 года было настоящей сенсацией. Его необычный силуэт завораживал и привлекал внимание. «Должен каждый пролетарий посмотреть на Планетарий» — такими стихами отозвался на это событие Владимир Маяковский.
К тому времени существовало всего 12 планетариев — десять в Германии, по одному — в Вене и Риме. Московский стал тринадцатым в Европе и мире. Для него, несмотря на разруху тех лет, в Германии купили «удивительную машину, показывающую звездное небо». Пригодного помещения для аппарата не нашлось, и это сложнейшее оптическое оборудование собирались временно установить в цирке.
— Дело было настолько новым, что государственный заказ на проектирование здания для планетария показался маститым архитекторам непрестижным, — рассказывает Александр Петрович Кудрявцев, — и они недолго думая спихнули его на «молодежь». Взялись за него Михаил Барщ и Михаил Синявский, окончившие в 1926-м ВХУТЕМАС, и, надо сказать, поработали на славу. Из железобетонных конструкций им удалось создать сооружение высокого инженерно-технического класса.
И с архитектурной точки зрения оно выглядело абсолютно новым. Высокий алюминиевый купол серебристого цвета, перекрывавший демонстрационный зал, выделялся необычной яйцевидной формой.
— Тут, вероятно, не обошлось без влияния архитектора Ивана Леонидова, — комментирует Кудрявцев. – Авторы планетария вполне могли воспользоваться футуристическим проектом великого мастера, в котором он представил два «яйцеголовых» зала.
— До середины 1950-х годов, — продолжает Александр Петрович, — Москва была единственной столицей, где планетарий превратился в настоящий космический театр. Хорошо помню, как на его куполе плыли облака и мерцали звезды, здесь можно было увидеть северное сияние и августовский звездопад. А в начале 1960-х в его звездном зале проходили занятия первых космонавтов по астронавигации.
Прожив без капитального ремонта шесть с половиной десятилетий, Московский планетарий в 1994 году закрылся на реставрацию и реконструкцию.
Обновление исторического комплекса на Садовой-Кудринской улице длилось 17 лет: этот рекордный долгострой сопровождался сменами частных инвесторов, попытками превратить научный театр в развлекательный центр, угрозами полного банкротства, трудными переговорами с городскими властями, закупками новейшего оборудования.
Пять лет назад, 12 июня 2011 года, в День России, обновленный, оборудованный современной техникой планетарий открылся для посетителей.
— За изобилием музейных экспонатов, к сожалению, пропало очарование конструктивистского интерьера, — замечает академик А. П. Кудрявцев.
На впечатление москвичей и гостей столицы это отнюдь не влияет – к их услугам Музей Урании, названный в честь музы астрономии, интерактивный «Лунариум», Малый и Большой Звездные залы. Из малой и большой обсерваторий можно любоваться звездами, которые благодаря самым современным телескопам с диаметром 400 миллиметров покажутся совсем близкими.
В интерактивной зоне желающие смогут покататься на небесном велосипеде и рассчитать, сколько времени займет путешествие до Солнца, а сколько — до Луны, заглянуть внутрь торнадо, узнать, сколько весит человек на Марсе.
Довольны и посетители кафетерия — они подкрепляются пищей из тюбиков, какие космонавты берут с собой в полет.
— Посмотрите вокруг, — иронизирует напоследок академик Кудрявцев, — видите, как радушно, в хорошем, приподнятом настроении встречает гостей обновленный Московский планетарий.