ПРАВДА И МИФЫ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ

В программе “Пресс-клуб” на радио “Московская правда” побывала директор государственного музея С. А. Есенина Светлана Николаевна Шетракова. С ведущей программы Ниной Донских они побеседовали о замечательном российском поэте Сергее Есенине, его творческом наследии, о мифах, которые до сих пор окружают жизнь поэта, о музее, которым руководит  Светлана Николаевна и о новом совместном проекте музея Есенина и «Московской правды».

Н. Д. Исполняется сто лет со дня издания первого сборника произведений Сергея Есенина «Радуница», благосклонно воспринятого и критиками, и читателями. В чем, на ваш взгляд, феномен творчества Есенина? Насколько актуально сегодня его поэзия?

С. Н. Творчество Есенина действительно безгранично. Его поэзия трогает душу, и ее нужно знать и взрослым, и подрастающему поколению. Приехав в Москву из глубинки, Сергей Есенин смог проникнуться духом этого города, его энергетикой. Сборник «Радуница» был полностью написан в Москве, а издан в январе в 2016 года в Санкт-Петербурге. Есенин приехал в Москву к отцу, который хотел, чтобы его сын стал приказчиком, но Есенин уже тогда понимал, что его призвание – поэзия.

Н. Д. Мне кажется, чтобы понять Есенина, нужно обязательно побывать в Константиново.

С. Н. Безусловно, нужно обращаться к истокам. Но и его комната в Замоскворечье тоже отражает этот дух Константинова: лоскутное одеяло, вещи, которых касался Есенин, его рукописи, фотографии, на которых изображены самые дорогие ему люди.

Н. Д. Да, мне кажется, нужно обязательно сходить в музей и своими глазами увидеть все то, о чем вы рассказываете. Давайте теперь перейдем к вопросам, которые задали наши радиослушатели. Например, наша слушатель Иллона попросила рассказать о каком-нибудь малоизвестном факте из жизни поэта.

С. Н. О Есенине сейчас написано очень много. Существует много мифов о Есенине. Например, о его любви к Родине исключительно потому, что за границей он чувствовал себя неуютно. За границей Есенина представляли как мужа всемирно известной танцовщицы Айседоры Дункан. Говорят, что Ему не нравилось за рубежом еще и потому, что он не знал языка. Это неправда. Язык он знал, просто все время делал акцент на своем любимом – русском языке.

Мы знаем, что Есенин учился на историко-философском факультете университета им. Шанявского… он был хорошо образованным человеком. Поняв, что не очень хорошо знает западно-европейскую литературу, он ее изучал, порой в подлиннике.  И Гейне читал в подлиннике. Это удивительно для деревенского мальчика! Так же с английским языком. Он знал и его: хуже, но все равно знал.

Многое из жизни Сергея Александровича утрируется. Есенин жил в Москве, когда в городе было много литературных кафе. Люди, собирались там, общались… Ну конечно, когда приходил известный человек – а он был одним из самых известных поэтов, такая медийная , как модно говорить сейчас, личность, – он сразу привлекал внимание: «Ой, Есенин зашел…. А он почитает, а он с кем там пришел, а вот он выпил… или не выпил…» И два-четыре глаза, видевшие его сегодня, назавтра превращались в сотни и тысячи. И конечно, все всё видели и знали, утрируя любые, может быть, сложности, которые могли возникать. Да, какие-то драки, может быть и были, но не в таком количестве и  не так часто. Просто люди создавали такие легенды.

Н. Д. То есть Есенин не был алкоголиком, пьяницей?

С. Н. Вы знаете, не был! Он не умел пить. Все стихи, а их набралось на 8 томов, произведений Сергея Александровича,  естественно, были написаны им трезвым. Да, он мог и сорваться, да он мог и выпить, да, он мог похулиганить – это ему было свойственно, и он сам иногда это утрировал, играл. Он был очень артистичен. Это еще и талант его, ведь  люди себя ведут по-разному. Да, энергия молодости – это одно, а у него энергия необычайного таланта. Он был то крестьянским пареньком в поддевке – кудрявый такой, который выступал в салонных кругах Петербурга, то был денди  – светский, великолепно носящий не только цилиндр, но и трость, хорошо пошитые костюмы – все было органично. Он менялся, понимаете… Для него эта короткая жизнь была сгустком энергии. Он спешил жить. Он говорил об этом, что хочет быстрее увидеть все – эту землю, вобрать в себя. И не просто увидеть, осознать, но и суметь отразить, сказать, что он думает об этом. И уж как  он сказал в своих произведениях! Не случайно до сих пор жива такая огромная всенародная любовь к нему!

Н. Д.  Музей сегодня – это такой живой организм, который  распространяет свою  положительную добрую  энергию на москвичей и тех, кто приезжает в столицу. Давайте мы с вами поговорим, о чем «Московская правда» уже информировала своих читателей – о квесте, приуроченном ко дню рождению Сергея Александровича, который отмечается 3 октября. Что это будет за игра, как она будет проходить, каковы ее условия? Расскажите коротко.

С. Н. Подробно мы и не можем рассказывать, но могу сказать, что Сергею Александровичу мы сделаем подарок. Мы без подарка не приходим.

На квест придут люди, которые действительно знают жизнь и творчество Есенина. Вот в органическом слиянии жизни и творчества как бы связаны наши вопросы по Москве Сергея Есенина. Это очень интересно…. Это веяние времени… мы давно этим занимаемся на наших пешеходных и выездных экскурсиях, но это будет действительно такой нестандартный квест, который будет повторяться, потому что все адреса не охватить: их около двухсот в Москве.

3 сентября состоится очередной этап квеста. Потом – 17, 20 и 26 сентября. Каждый участник получит свиток, по которому в очень короткое время он должен будет сориентироваться, получить кодовое слово, узнать, прочувствовать, понять, прочитать, вспомнить стихи и побежать к следующему этапу. В процессе, мне кажется, игроки уже будут удовлетворены, но  когда они придут к заключительной точке, в музей , то   получат подарок – еще один, уже от Сергея Александровича, в благодарность за то, что они так хорошо знают его творчество. И всякий раз каждый, кто будет участвовать, уже будет дипломантом этого квеста. А уже потом мы выберем наиболее знающих, авторитетных знатоков творчества Сергея Александровича, и в канун его дня рождения, естественно, торжественно будем вручать этот подарок – и Сергею Александровичу  и тем, станет победителем. Я думаю, что все останутся довольны.

Кстати, что касается подарков… Недавно я получила предложение от Алины Ивановны Есениной – это жена Константина Сергеевича Есенина, сына Есенина. Она хочет передать в дар музею большую и уникальную коллекцию… Коллекция очень серьезная… Я думаю, что мы будем на высоком серьезном уровне принимать этот торжественный дар из рук человека, который откликнулся на создание нового экспозиционного комплекса нашего музея и дарит уникальные материалы, связанные с жизнью Сергея Есенина.

Н. Д.  Хочу зачитать письмо одного читателя. Эти слова, я думаю, вам хотели бы передать многие: «Светлана Николаевна! Спасибо, что вы так бережно храните наследие и память о Сергее Есенине. Успехов вам в этом хорошем деле, желаем вам удачи и процветания!»

С. Н. Вы знаете, как приятно, когда приходят посетители, особенно когда их много. У нас ведь проводятся и бесплатные общегородские праздники, и собирается много людей. А экспозиционная площадь никакая просто – 7 квадратных метров. И  посетители музея просто стоят впритык друг, слушая экскурсию.  Иногда  просто подключаешься к этому, рассказываешь, и вы знаете, такая тишина стоит удивительная! И когда люди выходят из музея , часто говорят добрые слова в наш адрес. Но дело даже не в словах, а в том, как они говорятся! Какие отзывы пишут нашим сотрудникам, нашим экскурсоводам наши посетители! Просто хочется их публиковать! И они благодарят Сергея Александровича, присутствующего в нашей экспозиции, какую бы мы не делали… Мы надеемся, сто наши экспозиции помогают, может быть, заново открыть какую-то новую грань безграничной поэзии Сергея Есенина. Поэзии, которая будет радовать не одно поколение. Я в этом уверена!

 

Полная запись разговора опубликована на нашем канале на YouTube.

Добавить комментарий