«У СТАРЦА ШВАРЦА КЛЮЧ ОТ ЛАРЦА…»

В Московском музее современного искусства (Петровка, 25) открыта выставка «Вертограды Михаила Шварцмана», посвященную 90-летию художника.

Михаил Шварцман (1926–1997) был одним из неформальных лидеров советского «неофициального» искусства 1960–1980-х годов. Формула «За всем лежит иное», высказанная им в записях, которые он вел всю жизнь, выражает самую суть его сложного, трудного для понимания, герметически замкнутого искусства, в основе которого лежит стремление через пластическое формотворчество выйти к первоосновам, лежащим на видимой поверхности жизни.

А неформальным лидером следует назвать его потому, что он был одинаково далек как от официального искусства, так и от «несогласных», участия в выставках не принимал, картин своих не продавал и вообще не любил праздных посетителей. Круг его общения ограничивался немногими друзьями, но среди них были А. Крученых, Г. Сапгир, Д. Сарабьянов, Г. Костаки…

Только в 1994 году друзьям удалось с огромным трудом уговорить его на выставку в Третьяковской галерее на Крымском валу, где широкая публика увидела впервые его «иературы» – странные полуабстрактные композиции, напоминающие то ли схемы икон, то ли древние тотемы, то ли какие-то лабиринто-образные сооружения, симметричные, строго фронтальные, незыблемые, но полные внутреннего напряжения, неприступные и одновременно затягивающие в себя.5

Автору этих строк выпало присутствовать на той невообразимо далекой от сегодняшнего дня выставке и видеть здравствующего мастера – седобородого, кроткого на вид. Но его ответы журналистам были далеки от кротости, лаконичны и весомы. Какая-то газетная девица с микрофоном осведомилась – как маэстро находит сюжеты для своих картин? Глаза старца гневно сверкнули и ответ последовал мгновенно: «Я – иерат! Сам Господь дает мне неизъяснимое вдохновение!» И поверилось: да, этот человек действительно мог 40 лет сидеть взаперти, отвергая соблазны выставок и неистово работать, пытаясь постичь замысел мироздания и воплотить его в своем творчестве.

Он сумел создать собственную знаковую систему, освоив достижения многих культур – древних Египта, Индии, Руси, мудрость Каббалы, восточных мистиков, майев… В его работах конструкции или системы возникают из ничего и растут, развиваются, ветвятся, как странная музыкальная тема, как диковинный гибрид растительных и геометрических форм.4

Мы не знаем, на какие Синаи он восходил и какие заповеди были ему продиктованы. Ибо делиться ими он не намеревался ни с кем. Его «иературы» герметически замкнуты, их смысл понятен был лишь ему и разгадку он унес с собой. Как сказал бы старый насмешник Саша Черный, «старец Шварец сел на ларец без всякого смущения». Это его право. Так же, как наше – смотреть его картины или пойти на выставку полотен Рафаэля.

Работы художника представили Третьяковская галерея, Русский музей, Государственный Эрмитаж, Бахрушинский театральный музей, Российская государственная библиотека, Фонд «Екатерина»,

Международный благотворительный фонд им. Я. Чернихова, частные собрания.

Выставка продлится до 15 января 2017 года.

Олег Торчинский

7На снимках:

1. Мих.Шварцман

2. «Давид». 1970-71

3.  «Мираж». 1990

4. «Серафим». 1972

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x