НОВАЯ ЖИЗНЬ «ИВАНОВСКОГО ЗАЛА»

23 декабря 2016 г. Российская государственная библиотека откроет собственную выставочную площадку – «Ивановский зал» — аналогов которой нет ни в одной библиотеке мира.

«Открытие «Ивановского зала» — явление уникальное, ибо впервые в истории библиотек мы открываем выставочный зал. Вряд ли еще какая библиотека может похвалиться таким залом», — подчеркнул, выступая на пресс-конференции, посвященной этому событию, и.о. генерального директора РГБ Владимир Гнездилов.

Российская государственная библиотека давно ведет выставочную работу, что является одним из способов популяризации богатейших фондов РГБ, насчитывающих сегодня свыше 46 млн. документов книг, рукописей, географических карт, нотно-музыкальных изданий и изобразительного материала. Кроме них, здесь находится немало артефактов, оставшихся со времен Московского публичного и Румянцевского музея, от которого берет начало нынешняя Российская государственная библиотека. С появлением нового выставочного пространства возможности ознакомиться со всеми этими сокровищами у москвичей и гостей столицы значительно возрастут .

«Ивановский зал» — отдельное здание, стоящее рядом с Пашковым домом выходом на Староваганьковский переулок — был построен в 1915 году архитектором Николаем Шевяковым. Название он получил по фамилии художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу». Это полотно было подарено московскому Румянцевскому музею императором Александром II в 1862 году и выставлялось в «Ивановском зале» вплоть до 1932 года, когда было передано в Третьяковскую галерею. Решение о реконструкции Ивановского зала было принято и поддержано Министерством культуры РФ 3 года назад.

«У этого здания очень сложная история: часть здания (как раз та, что выходила в Староваганьковский переулок) была снесена; в годы Великой Отечественной войны в оставшейся части «Ивановского зала» размещалась столовая; потом его отдали под склад. Проводя реконструкцию, мы постарались вернуть зданию изначальный вид», — рассказал Владимир Гнездилов.

К сожалению, до наших дней не сохранилась уникальная стеклянная крыша. В 1914 году, когда шло строительство, техническим оснащением здания занимались ведущие фирмы и торговые дома России. За остекление нового здания отвечал Торговый дом М.Франк и Сын. На них была возложена такая ответственная работа, как остекление крыши, которое было трёхслойным, для чего было использовано три вида стекла различной прочности. В воссозданном «Ивановском зале» ее, по словам Владимира Гнездилова, заменит искусно исполненная имитация небесного свода, которая будет меняться и помогать создавать особую атмосферу в выставочном зале. Первая выставка, которая откроется в возрожденном «Ивановском зале», будет посвящена книгам (ее название — «Книга глазами дизайнера»).

«Хранители библиотеки отобрали из фондов то, что было интересно с их точки зрения, а дизайнеры книги присоединили к этому свое понимание наиболее важного в книге – на стыке этих интересов и были отобраны 50 раритетов из фондов РГБ от XV до середины ХХ века, которые составили основу экспозиции», — сообщила заместитель генерального директора РГБ по выставочной работе Наталья Самойленко.

Самая древняя из представленных на выставке книг относится к XV в. – это инкунабула «Шестая книга декреталий» (папских посланий церковно-правового содержания), которая была составлена по поручению папы Бонифация VIII и напечатана в Лионе в 1495 г. А самая «молодая» — это книга-спектакль «Лысая певица» Эжена Ионеско, изданная в середине XX века в Париже.

«В последнее десятилетие происходят важнейшие изменения в информационной сфере, а значит и в судьбе книги: мы получаем основной массив информации из интернета, исчезают периодические издания, научные и художественные тексты мы чаще всего читаем с экрана. Книга на наших глазах превращается в драгоценность, библиотека — из рабочего пространства в хранилище сокровищ, куда с интересом идут на экскурсию. Происходит то, что когда-то во времена появления фотографии переживала живопись: тогда утилитарное изобразительное начало потеряло свою первостепенную важность, зато выразительное начало приобрело главное значение. Так и современная книга должна стать дизайнерской, чтобы не исчезнуть в эпоху гаджетов», — прокомментировала идею выставки Наталья Самойленко.

Сергей ИШКОВ.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x