ИСКУССТВО, ИЗЛУЧАЮЩЕЕ СВЕТ

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи начала работу ретроспективная выставка замечательной художницы эпохи Серебряного века русской культуры Зинаиды Серебряковой (1884 – 1967).

«За туалетом». Автопортрет. 1903

Это наиболее полное собрание ее работ за последние 30 лет: более 200 произведений из музеев России, Франции, Белоруссии, из частных собраний. Под нее отведены два этажа в Инженерном корпусе. Экспозиция построена по тематическому принципу: раннее творчество, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин Мариинского балета, пейзажи, в том числе морские (привезены из Франции), циклы портретов и пейзажей из Марокко и Марракеша, эскизы росписей для Казанского вокзала, парижский период (весь этаж).

«За завтраком». 1914

Воспитанная в семье Лансере–Бенуа, где «дети рождались с карандашом в руках», в течение 150 лет дававшая России выдающихся архитекторов и художников, Зинаида Серебрякова всю жизнь служила высокому искусству. В дореволюционные годы счастливая жена и мать, она без устали рисовала своих четверых детей, родственников. Деревенских ребятишек и девушек в родовом имении семьи Бенуа в Курской губернии. Заброшенная бурями века в Париж, потерявшая мужа, разлученная с матерью, братом и двумя детьми, она в нищенских условиях эмиграции стойко несла свой крест. Однажды ее идейная антагонистка – правоверный член Коммунистической партии, ветеран лютой ленинградской блокады, но сестра по духу – Вера Инбер написала в подражание Омару Хайяму:

«Невесело тебе, а ты пиши./Ты счастлив от души, а ты пиши./Не растекайся чувствами по древу./Не забывай, что ты поэт. Пиши».

«Крестьяне. Обед». 1914

Эти слова могли бы стать девизом Зинаиды Серебряковой. Искусство было ее спасением – и в духовном и в бытовом смысле. Уехав из разоренной гражданской войной России в Париж, чтобы заработать на содержание семьи, как думала, ненадолго ( а оказалось навсегда).она пишет брату: «Всю зиму у меня нет работы, а на выставке на продала ни одной вещи … Да и зима в этот год на редкость холодная, так что энергия уходит на топку печки и прочую суету». Сегодня за ее работы платят баснословные суммы, а при жизни их покупали редко: уж больно «старомодной» казалась она и дома, в Советской России, и в Париже рядом с модными модернистскими вывертами, внушавшими ей ужас и возмущение.

«Баня». 1913

… Но, несмотря на многогранность творчества Зинаиды Серебряковой, есть две темы, проходящие сквозь всю ее творческую жизнь и властно притягивающие нас сегодня: Женщины и Дети.

«Спящая обнаженная». 1941

Обнаженное женское тело ( в том числе собственное) она пишет по заветам великих мастеров итальянского Возрождения. Она создает собственный канон женской красоты – гармоничной, чистой, сильной, полной жизни. В дни безденежья она делает натурщицами своих дочерей. В сегодняшнем недобром мире, культивирующем уродство – духовное и физическое, ее работы – как глоток свежего воздуха. У нее, похоже, есть лишь одна последовательница – Екатерина Ястребова, возрождающая традиции раннего Ренессанса – кватроченто.

«Френель. Крестьянская ферма». 1926

 

«Катя в голубом у елки». 1922
«Автопортрет с дочерьми». 1921

И вторая тема – Дети. Тут ничего ни убавить, ни прибавить. Просто смотреть и наслаждаться.

У входа в Инженерный корпус уже выстраиваются очереди, снова проблемы с билетами. Но мужайтесь: выставка открыта до 30 июля.

Олег Торчинский

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x