О ПОЗДНЕЙ ЛЮБВИ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…

В Московском губернском театре состоялась премьера спектакля по мотивам произведений А. П. Чехова «Цветы запоздалые».
Необходимо отметить, Антона Павловича в Губернском еще никогда не ставили. Тем интереснее было прикосновение к произведениям классика и их интерпретация силами набирающего творческую силу и известность мастера слова на уже престижной московской театральной сцене.
В основе постановки — рассказ Антона Чехова «Цветы запоздалые», давший название всему спектаклю, а также рассказ «Крыжовник» и одноактная пьеса «О вреде табака». Прежде чем обратиться к своим впечатлениям от работы молодого режиссера хотелось бы привнести немного волнующих штрихов и красок из сферы человеческих взаимоотношений.
Антон Павлович Чехов. Это, конечно же, глубокие чувства, неоднозначные характеры, человеческие переживания, тонкие отношения. Создатели спектакля приглашают зрителей вместе с героями поразмышлять о природе искренности, о первой любви, о разочарованиях зрелости, о том, как важно в суете будней не потерять способности чувствовать и любить.
Главному герою, доктору Топоркову (Евгений Гомоной), удалось вырваться из нищеты и стать уважаемым человеком. Он — светило медицины, у него хороший дом, богатый экипаж, обширная практика. Но устоявшийся быт и благополучие, как оказалось, не могут принести ощущения полноты жизни. Как говорит режиссер спектакля Владимир Данай, «это история о человеке, который «проскочил» жизнь.
— Он занимается профессией, зарабатыванием денег, просто чтобы выжить. Но всю остальную жизнь он «проскочил», даже не заметил, что в него влюбилась девушка. И вдруг осознал, что незаметно жизнь прошла, а ему еще никто и никогда не говорил: «Я вас люблю».
Признание в любви в конце спектакля Топорков слышит от княжны Маруси (Александрина Питиримова) — нежного и доброго существа, дом которой доктор посещает неоднократно. Топорков по вызову княгини-матери (Наталья Карагодина) лечит от пьянства и алкоголизма ее сына Егорушку (Данил Иванов), брата Маруси. Девушка, мучаясь от любви, проносит чувство к доктору через тяжелые жизненные испытания: умирает мать, семья разорена: она терпит окончательный крах (банк по закладной забирает дом).


Княжна Маруся вместе с братом и его подругой певицей Калерией Ивановной (Елена Хабарова), которую верный слуга княжеского дома Никифор (Виктор Шутов) называет вполне определенным словом «шлюха», перебираются в бедную квартирку. Маруся, кажется, не замечает тягот жизни, хотя ей уже приходится заботиться о брате и его ветреной подруге, готовя им обеды. Все мысли девушки заняты печалью и мечтами о докторе.
Здесь бы хотелось отметить многосложную и тонкую работу актрисы А. Питиримовой, которая филигранно рисует все оттенки душевных состояний своей героини. Вот она легка и беспечна в начале спектакля: белые платья, локоны, перетянутые розовой ленточкой… И светлые девичьи мечты о любви, счастье с любимым человеком.
На протяжение всего спектакля актриса точными штрихами мастерски рисует, как меняется княжна. Этот процесс многотрудный, требующий немалых душевных сил. И Александрина точно и верно передает все нюансы настроений героини: как внутренние ее переживания, так и внешние проявления физического и духовного разрушения личности.
Трагичен финал спектакля — княжна Маруся погибает, хотя прозревший и влюбленный доктор Топорков делает все возможное, чтобы спасти любимую. Огромное психологическое давление, которое испытывает доктор в течение всей своей жизни во имя достижения своей цели, прорывается в финале рвущим душу в клочья, иначе здесь не скажешь, монологом героя. Здесь все: потрясение от открытия, что счастье-то было рядом, осознание упущенного главного события в своей жизни, которое, отнюдь, не в богатстве, которое накоплено в лишениях и аскетизме, а в конечном счете здесь драма и трагедия человека, его несостоявшейся любви.
И если актер Е. Гомоной в начале спектакля показывает своего героя собранным, не эмоциональным, глухим к проявлению любых чувств персонажем, то в заключительной сцене это страдающий человек, которого покинули все терзающие его демоны, и который страшен и жалок в своем прозрении. Сцена сыграна актером на огромном напряжении всех эмоциональных и душевных сил. И эта виртуозная игра мастера заставляет зрителя перживать вместе с героем.
Огромное эмоциональное воздействие на зрителя оказала также игра Натальи Карагодиной в роли княгини, кроткой любящей своих детей матери. Актриса в постановке исполняет песню, что вызвало у зрителей вполне зримую реакцию: слезы сопереживания. Наравне с нею, матерью, зритель страдает, видя сцены разрушения личности сына княгини Егорушки, которого очень точно и ярко сыграл Д. Иванов. Актер не жалеет себя, чтобы передать весь ужас падения молодого человека. Честь, доброе имя, стыд — все попрано… Вся жизнь пущена под «откос». Актер глубоко проникает в образ своего героя.


Яркие впечатления у зрителей остались от игры Е. Хабаровой, которой в отличие от других персонажей «дозволено» работать широкими мазками (уж такова героиня!). Огромное удовольствие зритель получает от ее предельно лаконичного диалога со слугой Никифором, который благодаря игре актрисы полон разных эмоциональных оттенков и настроений.
Особое признание за свою убедительную прекрасную игру в роле Никифора у зрителей получил заслуженный артист РФ В. Шутов. Актер мастерски лепит образ старого слуги, преданного господскому дому, где немалая часть жизни крутится вокруг или с участием человека, без которого совершенно невозможно представить княжескую семью. Невольно вспоминается и слуга в чеховской пьесе «Вишневый сад»…
Запоминается также заслуженная артистка РФ Ольга Смирнова в роли Прохоровны. Ее героиня — это героиня из народа. Тонко схваченные черты характера этого типажа позволяют актрисе воссоздать на сцене всем знакомый образ свахи.
Напомню, спектакль поставил молодой режиссер Владимир Данай, который в 2014 году закончил режиссерский факультет РУТИ-ГИТИС, мастерскую Сергея Женовача и уже поработал как постановщик в театрах Москвы, Норильска, Екатеринбурга. Его спектакль «Скапен» по Мольеру, поставленный в 2011 году, был признан лучшей режиссерской работой фестиваля «Студенческая весна-2011», получил «Гран-при» и «Приз зрительских симпатий» на ХХХII Международном фестивале ВГИК. Спектакль «Безотцовщина» по пьесе А.Чехова (театр «Сфера», 2014 г.) вошел в Long list фестиваля «Золотая маска», участвовал в театральном фестивале «Мелиховская весна» и Международном театральном фестивале в Тбилиси.
Но вернемся к «Цветам запоздалым». Следует отметить прекрасную работу по костюмам художника Дмитрия Разумова. Образы точные, соответствуют времени, дополняют общее впечатление от игры актеров.
Премьера спектакля прошла с большим успехом. Зрители долго не отпускали исполнителей со сцены, благодаря их за работу горячими продолжительными аплодисментами. Милое сердцу каждого театрального человека «Браво!» звучало из всех уголков зрительного зала!
Татьяна ЛОТОС.
Фото Ксении Угольниковой (предоставлены Театром).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x