«ВЕЧНО ЖИВЫЕ» В ТЕАТРЕ НА ПОКРОВКЕ

«А кто не вернётся – тем памятник до неба! И каждое имя – золотом».

 В Театре на Покровке прошла премьера спектакля Геннадия Шапошникова «Вечно живые», пронзительной истории о людях, мечтавших, любивших, строивших грандиозные планы на будущее, которые внезапно оборвала война.

Пьеса «Вечно живые» Виктора Розова, написанная в самый разгар Великой Отечественной, в 1943-м, занимает особое место в его творчестве и военной драматургии, поскольку в мельчайших подробностях воссоздает тот период жизни страны, который навсегда изменил всех нас.

Розов – фронтовик, едва выживший после тяжелого ранения, знавший истинную цену чести, вере, мужеству. Он создавал «Вечно живых», лежа на больничной койке, и очень хорошо знал, про что писал. Емко, на примере одной семьи и одной любви, он рассказал и о фронтовых буднях, и о жизни наших бабушек и дедушек, мам и пап в тылу. Сделав это без ложного пафоса, поэтично и предельно честно.

Отдавая должное знаменитым театральным постановкам прошлого, равно как и выдающемуся фильму «Летят журавли» Михаила Калатозова, режиссер Геннадий Шапошников воплотил свое видение пьесы — современно, хлестко и в чем-то даже клипово. Словно лучом прожектора он выхватил, высветил ключевые точки в судьбах розовских героев, поворотные пункты их сознания, мгновения принятия важных решений. Отсюда – и динамика действа, его плотность и насыщенность. Отсюда — невероятный интерес, который спектакль вызывает, несмотря на знание нами сюжета.

«Вечно живые» относят к событиям, которые и представить-то теперь уже сложно: мы начали путаться в датах, бросать и даже сносить военные памятники, забывать имена. Но при этом оказываемся буквально перепаханы постановкой Шапошникова. Она ведь посвящена в большей степени не войне, а людям в тылу, то есть нашим родителям, пережившим страшное время, многие из которых еще живы. Тем, кто любил, учился в институте, мечтал заниматься в жизни интересным и нужным делом, хотел воспитывать детей, а потом и внуков. Но попав в жестокое положение выбора, начал защищать то, за что болело сердце. По сути, «Вечно живые» — история этой большой любви, способной спасти от смерти. Наша общая история.

Пересказывать сюжет смысла нет: думается, мало найдется тех, кто с ним не знаком. Российский театр неоднократно обращался к пьесе. Достаточно вспомнить постановку Олега Ефремова в «Современнике», спектакли в Центральном Театре Российской армии, Ленинградском драматическом или Иркутском драматическом Театрах.

Версию Шапошникова отличают любопытные режиссерские ходы, точные актерские работы и отдельные необычные решения сценографии (художник Виктор Шилькрот).

Длинные белые канаты прорезают пространство снизу-вверх, крест-накрест, символизируя лучи прожекторов, освещающих ночное небо над городом, ищущие в нем вражеские самолеты. Война зависает над черной коробкой сцены, как страшная трагедия. Звучат лживые сводки по радио, уверяющие, что наша армия наступает, хотя при этом мы сдаем один город за другим. Люди рвутся добровольцами на фронт или уходят по призыву. Теплая и милая городская квартира, с красивой мебелью и пианино, чистой накрахмаленной скатертью на столе мгновенно трансформируется в стену железнодорожного вагона, с безликими ящиками вместо стульев, сколоченными из грубых досок. В эвакуации трансформируются и отношения внутри дружной, казалось бы, семьи. Война для всех становится проверкой.

Повзрослевший за несколько дней, погруженный в себя Борис (Дмитрий Олейник) — сын известного врача Бороздина (мощная, яркая работа Александра Борисова), несмотря на бронь, отправляется на фронт добровольцем. Уходит, накануне дня рождения своей невесты Вероники (Анна Горох – одна сплошная боль и обнаженный нерв). Вероника, не получая известий от жениха, с отчаянья делает роковую ошибку и выходит замуж за двоюродного брата Бориса — Марка (Сергей Загребнев всегда неожиданен в отрицательной роли). Но брак не становится утешением. Марк – не похож на Бориса, Белку не любит, таскается к Антонине Монастырской (Катарина Погорелова).

Благодаря талантливой игре всех артистов возникают характеры людей со сложной, запутанной судьбой, в которой война оставляет неизлечимые раны.

Удачны работы Нины Красильниковой (Ковалева), Никиты Кондратенко (Владимир), Дмитрия Петрашевича (Степан). Особняком стоят образы, созданные признанными мастерами сцены Верой Молчановой (мать Бороздина) и Александром Сухининым (старшина Зайцев), за которыми читается судьба и биография. Невозможно хороша и органична Анастасия Бухарцева в роли собранной, энергичной Ирины.

Отдельным самостоятельным элементом спектакля стала музыка, проникновенно исполняемая на гитаре Михаилом Сегенюком. В ключевые моменты бернесовские «Журавли», «На всю оставшуюся жизнь» и военные композиции фронтовика Окуджавы поднимают зрителя над действом – здесь театр заканчивается. Остается общая боль – одна на всех, и гордость за тех, кто прошел все это. Не постояв за ценой, отдал все за свою веру, страну, семью. Принес жизнь на общий алтарь победы и навсегда стал участником «Бессмертного полка» в сердцах благодарных потомков.

ЕЛЕНА БУЛОВА.

Фото: Дианы Евсеевой.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x