СТУДЕНТЫ МГУ ПРОШЛИ ПО СТОПАМ ХУДОЖНИКА ИЗ ПАЛЕОЛИТА

Удивительное открытие удалось сделать этим летом студентам исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: во время своей Южно-Уральской археологической экспедиции они обнаружили новые фрагменты палеолитических рисунков в Игнатьевской и Каповой пещерах. Экспедиция проходит под руководством доцента кафедры археологии, кандидата исторических наук Владислава Житенева.

Игнатьевская пещера расположена в 280 км от Челябинска на берегу реки Сим. В этой пещере в 1980 году археологическая экспедиция под руководством В. Т. Петрина зафиксировала настенную живопись, с тех пор было известно более 50 настенных изображений, расположенных в Большом и Дальнем залах пещеры. Рисунки выполнены красным минеральным и черным (древесным углем) пигментами. Репертуар изобразительного ансамбля представлен в основном красочными нечитаемыми пятнами; разнообразными, преимущественно геометрическими, знаками; а также единичными зооморфными (преобладают фигуры мамонтов и лошадей) и антропоморфными изображениями. Стиль большинства красных изображений серьезно отличается от привычного «верхнепалеолитического реализма». С 2009 г. исследования в Игнатьевской пещере проводит Южно-Уральская археологическая экспедиция МГУ. Новый этап в изучении пещеры стал возможен, благодаря прекращению доступа на памятник неконтролируемого потока туристов.
В этом году ученым удалось зафиксировать новые геометрические знаки и фрагменты рисунков, ранее не отмеченные в архивных материалах и научных публикациях. «Особенно впечатляющими открытиями стали фрагменты рисунков и участки стен с изображениями, скрытыми естественными образованиями, а также геометрические знаки в виде точек и линий на участках стен, где ранее наличие следов изобразительной деятельности не было известно», — сообщил руководитель экспедиции Владислав Житенев.

Новые находки расширяют наши представления о полноте и разнообразии изобразительного ансамбля Игнатьевской пещеры, а новейшие методические подходы, использующиеся в ходе работ, сулят новые открытия.
Подавляющее большинство рисунков, выполненных красным пигментом, стилистически не соответствуют канонам общеевропейского палеолитического реализма и находятся ближе к более поздним – голоценовым – изображениям на скалах под открытым небом, так называемым писаницам. При этом фигурные изображения, выполненные древесным углем, находят явные стилистические и содержательные аналогии в монументальном искусстве Ледникового периода Европы (несмотря на имеющиеся голоценовые прямые датировки черных рисунков Игнатьевской пещеры, явившиеся, по всей видимости, следствием несовершенства метода радиоуглеродного датирования в конкретной лаборатории).

Возраст красных изображений этого памятника является одним из наиболее интригующих вопросов в области первобытного искусства нашей страны. Существенным косвенным аргументом палеолитического возраста красных рисунков является нахождение красных пигментов в верхнепалеолитическом культурном слое и их отсутствие среди культурных остатков более позднего (голоценового) времени. В ходе исследований Южно-Уральской археологической экспедиции были применены новые методики и методология, подтвердившие полевые наблюдения 1980-х гг. в отношении стратиграфического положения красочных пигментов в толще пещерных отложений. «Теперь с ещё большей уверенностью можно говорить о позднепалеолитическом возрасте значительной части красных рисунков изобразительного ансамбля Игнатьевской пещеры»,– отмечает Владислав Житенев.

Чёрная лошадь в Ипатьевской пещере.

Не менее впечатляющи находки в Каповой пещере, которая расположена в 400 километрах от Уфы, на берегу реки Белая в природном заповеднике «Шульган-Таш» в Башкирии. Пещера представляет собой один из наиболее известных в Европе археологических памятников с монументальной палеолитической живописью. Среди представленных образов на стенах можно встретить таких ярких представителей мамонтовой фауны, как шерстистый носорог, бизон, лошадь и, конечно, мамонт. Рисунки на стенах пещеры были созданы около 17 000 — 19 000 лет тому назад. Особый интерес представляет достаточно редко встречающиеся в Европе фигуры рыбы и зооантропоморфа (существа, сочетающего в себе черты человека и животного, иногда — фантастического).

Один из новых найденных фрагментов. Источник. Владислав Житинев/МГУ

С момента открытия в 1959 г. А. В. Рюминым настенных палеолитических изображений Каповой пещеры, последующих масштабных работ экспедиции под руководством О. Н. Бадера по выявлению, расчистке и описанию изобразительного ансамбля памятника, и продолжения исследований под руководством В. Е. Щелинского, к началу 1990-х гг. было известно о более чем 50 явных изображений и их фрагментов. В 1990 – 2000 годах группа исследователей-энтузиастов выявила новые фрагменты рисунков. В этом году удалось сделать новые открытия. «Одним из итогов работ этого года Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ стало открытие новых следов художественных практик на стенах пещеры, — говорит Владислав Житенев, — в том числе в местах, где ранее рисунков или их фрагментов зафиксировано не было». Некоторые из найденных следов изобразительной деятельности представляют собой линии, проведённые пальцем, отпечатки пальца и, возможно, нижней части ладони. На ряде панно уточнено микростратиграфическое положение остатков намеренно стёртых изображений, поверх которых палеолитический художник нарисовал новые фигуры животных и знаки.

Работы в пещерах будут продолжаться, а последующий анализ в лабораториях исторического факультета уточнит и расширит полученные в поле результаты.

По материалам пресс-службы МГУ.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x