Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ВПЕРВЫЕ ОБЪЕДИНИЛ БЮДЖЕТ-2018 И БЮДЖЕТНУЮ, НАЛОГОВУЮ, ТАМОЖЕННО-ТАРИФНУЮ ПОЛИТИКУ

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ВПЕРВЫЕ ОБЪЕДИНИЛ БЮДЖЕТ-2018 И БЮДЖЕТНУЮ, НАЛОГОВУЮ, ТАМОЖЕННО-ТАРИФНУЮ ПОЛИТИКУ

В пятницу, 29 сентября, законопроект о бюджете-2018 внесен в Госдуму. Правительство предупредило, что это в последний раз, со следующего года журналистов лишат зрелищной картины о том, как физически накачанные фельдъегеря втаскивают тяжелые сумки. Бюджет будет представляться только в электронной форме.
Существенным достижением Думы стала интеграция разрозненных частей бюджетного процесса в единое целое.
После укороченного пленарного заседания срочно собрался Совет Думы, чтобы утвердить известную заранее дату первого чтения 27 октября.
По итогам Совета Думы зампред палаты Александр Жуков сообщил журналистам: «Правительство внесло сегодня в Госдуму проект бюджета на 2018 – 2020 годы, проект внебюджетных фондов на эти же годы и целый ряд законопроектов, которые сопровождают бюджетный процесс… Было принято решение о том, что все эти документы отправляются в рассылку, бюджетный комитет доложил нам, что они соответствуют закону… Они будут рассмотрены – и федеральный бюджет, и бюджеты внебюджетных фондов – на заседании 27 октября в первом чтении. Были определены ответственные комитеты за все разделы бюджета и профильные комитеты по рассмотрению государственных программ».
Председатель ответственного комитета по бюджету Андрей Макаров работал с бюджетом до внесения и, как только информационный повод состоялся, тут же выдал журналистам то описание сути бюджета, которое посчитал нужным и возможным предать огласке.
По его словам, с бюджетом также поступили 12 сопутствующих законопроектов, в том числе и по бюджетам внебюджетных фондов.
В этом году главный финансовый документ страны поступил в Государственную Думу в двух независимых друг от друга режимах – в бумажном и в электронном виде. Сам бюджет вместе с материалами представляет собой больше десяти тысяч страниц. Это последний раз, когда журналисты имеют возможность зафиксировать такую сумку, поскольку уже со следующего года бюджет будет представляться в электронном виде. И поэтому одновременно с сумками уже в тестовом режиме материалы бюджета размещены на сайте, подписаны электронной подписью министра финансов. Дума будет осуществлять тестирование, каким образом это скажется на прохождении материалов, чтобы сделать его безопасным и наиболее открытым для пользователей. Поэтому по существу бюджет в Государственную Думу поступил в этот раз в двух независимых друг от друга режимах – бумажном и электронном.
В этом году Основные направления бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики впервые поступили не в качестве самостоятельных документов, а как единый документ. Дума приняла год тому назад такой закон, эти документы объединены в единую политику, и это позволяет парламенту лучше оценить связь доходной и расходной части бюджета.
Одновременно поступили все необходимые материалы, связанные с итогами социально-экономического развития, и прогноз социально-экономического развития на следующую «трехлетку», расчеты по отдельным видам доходов, перечень публичных обязательств, которые возникают. Соответственно, перечень и оценка объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий.
Кроме того, в соответствии с законом, в Госдуму поступили паспорта всех госпрограмм. В ходе рассмотрения бюджета парламенту предстоит изучить проект, как в функциональном, так и в программном варианте, посмотреть соответствие средств, которые выделены по программам тем индикаторам, тем целям, которые программами устанавливаются. И, естественно, нам придется заслушать практически все министерства и ведомства, правительство по бюджету и в программном разрезе.
Правительство одновременно предлагает рассматривать этот бюджет и программы уже через призму проектного подхода по основным программам.
Одновременно с бюджетом-2018 поступил пакет бюджетообразующих налоговых законопроектов. Они будут рассматриваться как комитетом по бюджету, так и профильными комитетами в рамках своих компетенций – это и комитет по охране здоровья, комитет по социальной политике, комитет по финансовому рынку.
Уже сегодня комитет по бюджету собрался на свое заседание, чтобы оценить соответствие материалов требованиям Бюджетного кодекса. На основании заключения комитета эти вопросы будут вынесены на Совет Думы, он осуществит рассылку материалов в Счетную палату, Общественную палату и в другие ведомства, которые дают заключения в рамках бюджетного процесса.
Макаров ввел в традицию направлять проект бюджета ведущим экспертам страны. Перед началом рассмотрения комитетом они дадут свои заключения.
Как обычно, все заседания бюджетного комитета будут транслироваться в Интернете. Госдуме отводится на бюджетный процесс шестьдесят дней.
Макаров назвал основные параметры трехлетнего бюджета. Доходы на 2018 год планируются в размере 15 трлн 257,8 млрд рублей, в 2019 году – 15 трлн 554,6 млрд рублей, в 2020 году – 16 трлн 285,4 млрд рублей. Мы видим существенный рост доходов по сравнению с 2017 годом 14 трлн 720 млрд рублей.
Важным показателем является соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов. Ненефтегазовый дефицит составлял в 2017 году 7,5% ВВП, и на всю «трехлетку» запланировано дальнейшее снижение зависимости российского бюджета от доходов от реализации сырья. Те цифры, которые мы получили в 2016 году по снижению сырьевой зависимости российского бюджета, получают в ходе «трехлетки» очень серьезное развитие: в 2018 году – это 6,9% ВВП, в 2019 году – 5,9% ВВП, в 2020 году – 5,7% ВВП. Таким образом, задача перехода на новую модель экономического роста в этой части.
Расходы бюджета в 2018 году планируются в размере 16 трлн 529,2 млрд рублей, в 2019 году – 16 трлн 373,7 млрд рублей, в 2020 году – 17 трлн 155,3 млрд рублей. «Таким образом, мы видим, что дефицит бюджета сохраняется, но опять же в «трехлетке» предлагается его снижение. Если в 2018 году предполагается, что дефицит составит 1 трлн 271,4 млрд рублей, то в 2019 году – 819 млрд рублей и несколько увеличивается в 2020 году до 869 млрд рублей, но в процентном отношении происходит снижение дефицита.
Макроэкономическая стабильность бюджета является одним из приоритетов закона, который внесен правительством», – заявил Макаров.
Зампред Думы Александр Жуков со своей стороны отметил, что бюджет построен на прогнозе, который основывается на росте ВВП и экономики темпами 2,1 – 2,3%, то есть достаточно устойчиво. «Инфляция – один из важнейших показателей, потому что рост цен, то, что больше всего волнует население страны. Бюджет исходит из того, что инфляция будет сохраняться на уровне 4% ежегодно. Для российской экономики и 4%, безусловно, являются очень высоким достижением», – заявил парламентарий.
Три другие фракции не согласны с единороссами. Эсер Михаил Емельянов заявил, что бюджет показывает, в чьих интересах действует правительство. Доходы увеличиваются на 1,7 трлн, расходы всего на 260 млрд. Не индексируется материнский капитал, пенсии работающим пенсионерам. Бюджет в интересах сырьевых экспортеров бюрократии спекулянтов и совершенно не отражает интересы беднейших слоев населения.
Коммунист Николай Коломейцев прошелся по бюджетным проблемам при обсуждении думского календаря на октябрь. Начал с любимой темы прогрессивной шкалы налогообложения. Все страны «двадцатки» сто лет живут на прогрессивной шкале. Англия, в которую убежали большая часть наших олигархов и значительная часть имеет там и замки, и дело, она живет с 1841 года. Российская Федерация до 2000 года тоже жила. Но мы почему-то аппарат ФНС увеличили, денег дали немерено на компьютеризацию, на обучение, они уж эти инструкции «пекут» каждую неделю. Но почему-то мы боимся, что они не соберут прогрессивный налог. Это не отговорка, это просто нежелание найти дополнительные деньги для решения перезревших проблем.
Депутат Коломейцев убежден, что не может быть акционерным обществом Центральный банк государства, не может Центральный банк государства зависеть от ФРС США.
Как мы можем зависеть от чужой валюты? У нас же 75-я статья Конституции гласит о том, что денежная валюта Российской Федерации пока рубль. Но почему у нас все зависит от курса доллара и от цены на нефть?
«У нас самая обеспеченная валюта, у нас с вами 35 процентов всех полезных ископаемых, половина лесов, половина пресной воды. И вообще-то, мне кажется, что нам надо вернуться к обеспечению рубля не фантиками, 20 триллионов которых по всему миру гуляет, а сколько их напечатано, никто не знает, понимаете. А, вообще-то, обеспечение должно быть, наверное, ресурсное, лучше золотое. Почему Америка сегодня привязала к фантикам и имеет самый большой запас золота», – сказал Коломейцев и попал пальцем в небо. Сколько в США золотого запаса, не знает никто. После 1944 года, когда Вашингтон под видом сохранности ограбил Европу, США обладали самым большим золотым запасом в истории человечества и его профукали.
Кроме того, Коломейцев отметил перезревший вопрос о неадекватности процентных ставок. Нобелевские лауреаты, депутат 42-х прочитал, которые в области финансов защитились, они утверждают, что не может быть процентная ставка выше половины рентабельности. Более высокая разрушает экономику. Ключевая ставка – 9, а реальная ставка – не ниже 14. Ну как же мы будем с вами подниматься с колен?
Единороссы по статусу обязаны поддерживать правительство в части бюджета, однако особого благодушия во фракции не наблюдается. Андрей Исаев буквально готов к бою за бюджет. На пленарном заседании Исаев обозначил моменты, где следует приложить усилия.
Важнейшим считает Исаев увеличение МРОТ до уровня прожиточного минимума. Предстоит воплотить это решение, обеспечив соответствующие финансовые позиции и на федеральном уровне, и в регионах. Не менее важное решение о реструктуризации долгов регионов. Сегодня общий долг регионов составляет более 2 триллионов 200 миллиардов рублей. Огромные деньги, которые могли бы идти на социальную политику, расходуются на обслуживание долга. В области социальной политики Исаев считает приоритетными, наиболее значимыми, кроме решения о повышении МРОТ, также полное исполнение майских указов президента 2012 года о повышении зарплаты. И это потребует сбалансированности бюджетов субъектов Федерации и нашей напряженной работы в этом отношении.
Отдельный разговор – бюджеты внебюджетных социальных фондов. На миллиард рублей осуществляется ремонт и реконструкция домов престарелых, интернатов для проживания пожилых людей, помощь одиноко проживающим пенсионерам. Эта цифра не индексировалась уже несколько лет. Фракция будет настаивать не только на сохранении соответствующей статьи бюджета, но и на ее увеличении.
По вопросам сельского хозяйства надо сохранить финансирование на уровне этого года, добиться зерновой интервенции, решить вопросы текущие сельского хозяйства. Кредиты и субсидии из федерального бюджета должны выделяться прозрачно и обоснованно, не должно быть любимчиков – одних регионов, которые по непонятным причинам получают больше, чем другие.
Разговор коснется лекарственного обеспечения и первичной медицинской помощи. В образовании будем говорить о сохранении бюджетных мест, о выравнивании финансирования отраслевых вузов и вузов, находящихся под Минобром. Будем настаивать на продолжении программы строительства школ и, конечно же, должны решить очень постыдный долг, который образовался у государства, – 27 недостроенных сельских школ. Исаев считает необходимым обязательно найти средства в бюджете 2018 года и решить этот вопрос.

Лев МОСКОВКИН.

Фото из открытых источников.

 

Добавить комментарий

Loading...
Top