ХАКСЛИ В «МОДЕРНЕ»: НЕ УДИВЛЯЮЩИЙ МИР

Страшную антиутопию в 1932 году написал англичанин Олдос Хаксли. Теперь это прославленная своеобразная притча «О новый, дивный мир!» широко известна. Давно написано, но так современно, что печально. В театре «Модерн» под руководством Юрия Грымова рискнули поставить спектакль по О. Хаксли, несколько обновив реалии.
На сцене мы видим стандартных, одинаковых людей: «Одинаковость» – один из лозунгов этого особенного общества, которое строится на полном обезличивании, создании единого основания, общества зомби, если хотите, которые порождаются технологическим наступлением на чувственность и нравственность человека.
На сцене множество серебристых с розовыми бантиками на спине красивых людей. Артистам удается передать некое подобие якобы всеобщего счастья, которое, однако, поддерживается неким «веществом настроения» сомом. В эру «постцукербера» книги запрещены, идеал – беззаботное, бездумное существование. И все-таки картина легкой жизни омрачается наличием некоторых субъектов, которые по каким-то техническим сбоям сохранили свою чувственность и свои размышления.
Постановщику удалось противопоставить, по крайней мере, три позиции. Первая – главного «кукловода» Монда, который сознательно зомбирует людей, выведенных в инкубаторе. Его выразительно играет Игорь Яцко. Вторую позицию представляет вся стая воспитываемых с зародышевого состояния, крепко сформированных членов общества «цивилизации». Третья – выпадающие из общности люди — Бернард, Гельмгольц, Линда, Джон, которого называют Дикарь. Линду блестяще исполняет Анна Каменкова. Впрочем, все артисты, занятые в спектакле, творчески исполняют свои роли. Вообще в постановке большую роль играет именно ансамбль исполнителей, передающий «дух сообщества».
В результате, на сцене идет очень современная по смыслу борьба трех линий жизни, где при всей красивости «дивного мира» все больше нагнетается атмосфера наступления на мыслящих людей. У Хаксли сказано: «…общие идеи являются неизбежным интеллектуальным злом. Не философы, а собиратели марок и выпиливатели рамочек составляют становой хребет общества». Постепенно торжество стандартизации становится ужасающим. Кого-то ссылают, а остальные гибнут, кончают самоубийством – живая жизнь исчезает. Инкубаторские выкормыши «перерабатывают» высоколобых, и утверждается безысходный пессимизм.
Все это удается передать комплексом сценических средств – от интересного оформления (с движущимся страшным китом-инкубатором) и очень подходящими по смыслу костюмами, до световых эффектов и выразительного музыкального звучания.
Безусловно сложное произведение и неоднозначное решение постановки «Модерна», в которой при желании можно найти и слабые места, в целом театру удалась. Коллектив создателей донес до зрителя все проблемное содержание великой антиутопии Олдоса Хаксли.
Эльмара Фаустова.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x