ВОТ ТАКАЯ ИСТОРИЯ С ЭТНОГРАФИЕЙ

Не всякому далекому от центра району Москвы, почти вся культурная жизнь которой сосредоточилась в пределах Садового кольца, повезло иметь собственный театр. И можно только позавидовать жителям Северного округа: здесь на улице Рудневой рядом со станцией Лосиноостровская уже не один год существует Московский Историко-этнографический театр, который будущей весной отметит 30-летие.  

Театр уникальный по всем параметрам, а не только по месту проживания. Создан он высокопрофессиональными людьми во главе с Михаилом Мизюковым, еще во время учебы в Театральном училище им. Щепкина, заинтересовавшимся русской этнографией, историей, фольклором. Это единственный в России драматический коллектив, где изучая народные традиции и фольклор, воплощают на сцене также старинный репертуар, вобравший всю историю русского театра с заповедных времен: «Русский календарь», «Казачье действо», «Ярмарка начала века», «Народная мозаика», «Комедь. XVII век», «Шиш московский», «Тушино», «Как француз Москву брал».

Кому небезразличны история, традиции, фольклор родной страны, найдут для себя в этом удивительном театре различные постановки – все на высочайшем уровне. Но хочется еще сказать об атмосфере этого уютного и очень теплого дома. Оформлены зал и фойе также в русском стиле, что дает дополнительную информацию о быте и традициях народа. Особенно это будет интересно детям, которые в такой вот доброжелательной обстановке знакомятся с истоками. А еще здесь всех зрителей угощают чаем из самовара да бубликами с пряниками! Холодной снежной зимой это так по-московски — угостить своих зрителей горячим чаем с вкусненьким!

В одном из интервью художественный руководитель Московского историко-этнографического театра рассказал о своей работе:

— Наше «историко-этнографическое» направление — очень непростое, тут надо владеть многими навыками в постановке фольклора, народных песен и танцев, ритуалов и обрядов и много другого — чем я занимаюсь всю свою жизнь, чему ее, собственно, и посвятил. А ведь не всем в нашей театральной среде близко народное искусство. Мы же на сцене стремимся соблюдать чистоту нашего жанра, дабы он не сместился, не растворился в современных веяниях. Не люблю напыщенной театральности, ложного пафоса, фальшивой народной стилизации — все это не наша сфера. Ведь если посмотреть на деревенских бабушек, их песни, танцы, частушки — то увидишь, что они предельно просты и естественны! К подобной простоте стремимся и мы. К тому же наш синтез драмы и фольклора сам диктует свой стиль. И самое интересное, что происходит у нас на сцене — это подробная жизнь и бытие человека, с его психологическими оценками, душевными проявлениями и вольным дыханием. С годами сложилось уже три определенных направления: народная фольклорная драма, русская классика и зарубежная драматургия. Наши актеры — а у нас их около тридцати — люди штучные, отобранные специально для нашей сцены, и всех их я очень люблю. А с тем, кого не люблю — я просто не смогу работать. Когда-то мы начинали со сплоченной команды единомышленников, которая и сейчас, хоть и не полностью, составляет ядро театра…

Театр начал свой юбилейный сезон необычным спектаклем, своеобразным ревю — «Музыкальное путешествие». За 30 лет он объездил полмира, неся свои искусство другим народам, но одновременно познавая и впитывая народные традиции разных стран. Успешные гастроли всегда фиксировались в кино- и видеоматериалах. Это и дало импульс для создания удивительного спектакля, где народные танцы и песни зарубежных стран чередовались с кадрами, где запечатлены запоминающиеся картины природы, архитектуры, городского быта, встречи с зарубежными коллегами. Это на – экране. А на сцене – великолепные костюмы, и главное, уникальное мастерство артистов театра, которые самоотверженно до самых мелких деталей воссоздают новую для себя хореографию. Еще одно уникальное свойство этих артистов: они не только прекрасно играют в драматических спектаклях, пляшут и поют, а еще и владеют музыкальными инструментами. Как, например, в «Музыкальном путешествии» Михаил Мизюков, буквально не сходя со сцены, аккомпанирует танцам и на аккордеоне, и на трубочке, и на рожке, и еще на каких-то для нас совсем уж диковинных инструментах.

Итак, все кто придет на спектакль «Музыкальное путешествие», смогут познакомиться с фольклорными танцами Грузии, Испании, Польши, Германии, Голландии, Франции, Болгарии, Южной Кореи. Этому предшествовала сложная кропотливая работа Михаила Мизюкова по поиску этого фольклора, в основном, в Интернете. Даже не верится, как это сумели наши артисты так до тонкостей овладеть совсем другим, незнакомым искусством, и при этом ухитриться как-то вжиться в характеры персонажей, которые не просто выделывают танцевальные па, а порой разыгрывают маленькие спектакли внутри танца. Ну это просто чудо, увидеть своими глазами немецкий танец, где пары чередуясь виртуозно отвешивают пощечины друг другу. Впрочем, не берусь рассказать о подробностях национальных танцев, только одно скажу – это потрясающе интересно и красиво. А еще – костюмы. С каким вкусов, выделкой, разнообразием воссозданы уникальные народные костюмы разных стран!

Своеобразным обрамлением всего спектакля стала «Международная колыбельная». Младенца в пеленах берут на руки представительницы разных народов, нежно убаюкивая и напевая колыбельную на своих языках. И это особенно трогает душу – такой замечательный гуманитарный посыл миру.

Ирина ШВЕДОВА.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x