НАСЛЕДНИКИ ДРЕВНИХ ГОНЧАРОВ

В Государственном музее Востока (Никитский бул. 12а) открыта выставка «Авторская керамика ХХ века в Средней Азии». Экспозиция рассказывает об изменениях, которые принес ХХ век в древнейшее ремесло Востока.
В 1920 — 1930-е годы древние традиции популярнейшего ремесла подвергаются решительному, иногда довольно жесткому пересмотру. Керамистов объединяют в артели, которые «гонят» массовую продукцию низкого качества. Лишь отдельные мастера еще имеют возможность заниматься творческой работой, но по государственным заказам.


С помощью молодых специалистов из России внедряются современные технологии, например полихромная роспись цветными эмалями по гравировке. Традиционные сюжетные композиции и орнаменты сохраняются. В Узбекистане это узоры вышивок и интерьерных росписей, в Казахстане – орнаменты мозаичных войлоков, в Туркмении – узоры ковров. На выставке представлены работы тех лет Ташкентского учебного художественно-промышленного комбината, Алма-Атинской художественной мастерской и Ашхабадской керамической фабрики.
В 1960-х гг. возрождается деятельность потомственных мастеров в традиционных центрах гончарного ремесла. Они участвуют в различных выставках, республиканских и всесоюзных, их работы включаются в художественные фонды и музеи, так же, как и работы народных мастеров. Но между ними сохраняется принципиальная разница. Последние сохраняют верность традициям древних предков, а профессионалы ломают старые каноны и сочетают старинные приемы с современными методиками.
На выставке представлены произведения мастеров, внесших весомы вклад в современное декоративно-прикладное искусство Средней Азии: Мухитдина Рахимова, Умара Джуракулова, Софьи Раковой и Александра Кедрова.
Выставка открыта до 3 июня.

Олег Торчинский.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x