«ЭТО ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО КОДА РОССИЯН!»

Так сказал В.В. Путин, увидев в Нижнем Новгороде выставку городецкой росписи. 170-летию этого удивительного по красоте народного промысла посвящена выставка во Дворце Алексея Михайловича в Коломенском. (Проспект Андропова, 39). Она так и называется: «Чудо-чудное, диво-дивное. Городецкая роспись». Среди участников: Исторический музей, Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Новгородский музей-заповедник, Нижегородский художественный музей, Городецкий историко-художественный комплекс, Сергиево-Посадский музей-заповедник и, конечно же, сама фабрика «Городецкая роспись». В экспозицию включено более 500 уникальных экспонатов, самый ранний датирован ХVIII веком. Удивительно, но факт: много раз выставлявшаяся за рубежом, и прославившаяся на весь мир Городецкая роспись ни разу отдельно от других ремесел не выставлялась в Москве! Сегодня эта историческая несправедливость наконец исправлена. Перед посетителями проходит вся история промысла – от истоков до сегодняшних дней.


Своеобразие Городецкой росписи связано с Нижегородским Заволжьем, его бытовым укладом, историей, культурой. С ХII века Городец и его окрестности входили в состав Владимиро-Суздальского княжества с его высочайшими традициями зодчества, иконописи, прикладного искусства. А в ХVII – ХIХ вв это еще и центр старообрядчества, оказавшего огромное влияние на духовную составляющую городецких ремесел. Сюжеты что ни на есть бытовые, но написанные яркими радостными красками: всадники и нарядные дамы с зонтиками, бравые гусары и служивый люд в сюртуках, купцы за чаепитием, охота с собаками и соколами, прогулки франтов и модниц в шикарных каретах и т. д.


Особый, чисто городецкий жанр – расписные прялочные донца. Если в приданном числилось только одно донце, то шансы девушки выйти замуж равнялись нулю, она считалась «бесприданницей». Оформлялись донца резьбой, инкрустациями из мореного дуба, и наконец. роскошной росписью. Этот самобытный жанр высоко ценили И. Репин и В. Васнецов, Е.и В. Поленовы, С. Мамонтов и С. Морозов – собирали, хранили, популяризировали… В экспозиции представлены экспонаты из собрания знаменитого Абрамцевского кружка.


Страшный удар городецкому промыслу, как и другим народным промыслам России, нанесли Первая мировая война и последовавшие за ней две революции и Гражданская война. Лишь в 1920-30-е годы старинное искусство, официально признанное «уникальным художественным явлением», начинает возрождаться. Но возникает новая опасность: вульгарная его политизация, когда появляются бесчисленные поделки типа «Возвращение колхозной бригады с работы», «Разъезд пограничного отряда», «Буденновцы», «Битва на Халкин-голе». Спасителем., как не раз в истории русской культуры, оказался… А.С.Пушкин, 100-летие гибели его отмечалось в 1937 году. Обращение к его творениям на законных основаниях стало глотком свежего воздуха для художников: «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Сказки», «Капитанская дочка»… за Пушкиным вернулись Лермонтов, Кольцов, Гоголь, Некрасов, а с ними – тройки, чаепития, гусары и прочие традиционные темы. Городецкое искусство в те годы процветало, но пришел 1941 год. Из 60 художников с фонта вернулись лишь двое… Новый этап истории промысла получил название «женского»…


Несомненно, интерес публики вызовут экспонаты, созданные в качестве подарков государственным деятелям Росси и зарубежных стран. Например, лошадка-качалка с веселой городецкой росписью, заказанная принцессой Дианой Уэлльской для маленького принца Уильяма. И другая, которую ставший папой принц Уильям и принцесса Кейт заказали уже для своего малыша. После выставки она уедет в Англию. Или подарок для императора Японии Акахито. Или веселенькие багетницы для знаменитых парижских кафе – «Ротонда», «Де Флор», «Прокоп» и т.д.
В общем, есть что посмотреть, чем душе утешиться. Приходите! Выставка открыта до 8 сентября.

Олег Торчинский.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x