УЧИТЕЛЕЙ РАЗДЕЛЯТ ПО КАТЕГОРИЯМ И ФУНКЦИОНАЛУ

Просто учитель, старший учитель-методист и старший учитель – такую градацию педагогов могут ввести в рамках принятия новой Модели аттестации учителей. При этом для них сохранятся основные квалификационные категории – учитель, 1-я квалификационная категория и Высшая квалификационная категория.
Педагогическая общественность продолжает активно обсуждать проект новой Модели аттестации учителей, задача которой, как записано в документе, «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями».

Как в Москве
Раз в пять лет каждый учитель обязан проходить процедуру аттестации. В столице, чтобы подтвердить или повысить свою квалификацию, педагогу следует написать в родной школе заявление. Администрация учебного заведения отправляет этот документ в городскую аттестационную комиссию. И уже там на основании результатов учителя, собранных из информационных систем, принимается соответствующее решение об аттестации. Согласитесь, процедура очень простая.

Как не в Москве
В России, чтобы учитель подтвердил или повысил профессиональную категорию, ему необходимо собственноручно собрать портфолио, куда внести свои образовательные достижения, в частности, успехи учеников в различных аттестациях и тестированиях, отразить свое участие в научно-практических конференциях, приложить публикации в журналах или газетах… Отправить этот пакет в школу для подтверждения своей категории или в региональную аттестационную комиссию для повышения квалификации. И ждать ее решения. Причем в каждом регионе критерии аттестации педагога разные.
И вот на сайте www.efom.рф начато обсуждение новой Модели аттестации учителей, разработанной на основе единых оценочных материалов. Модель предполагает проверку сразу четырех компетенций педагогов: предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных. В какой форме пройдет эта проверка – выполнение тестов, анализ урока, решение педагогической проблемы – пока обсуждается.
— Апробация модели прошла в мае и июне 2018 года в 19 регионах страны, — отметила заместитель директора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России Светлана Ермакова. – Она проводилась с соблюдением принципов добровольности и конфиденциальности. Экспертами выступали сами учителя. Согласно разработанной «дорожной карте» в течение двух лет будет формироваться ЕФОМ по предметным компетенциям. В наших интересах — разработать и утвердить такую модель аттестации, которая станет стимулом для педагогических работников и позволит им без сбора портфолио и массы других документов обеспечить прохождение процедуры аттестации на рабочем месте и без дополнительных препятствий.
По инициативе педагогов из модели уже рекомендовано убрать ранее включенные в нее «оценку учителя на основании мнения выпускников», а также «видеоурок с указанными в нем фрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции». Также педагоги и представители профсоюзов работников образования предлагают по упрощенной схеме, то есть автоматически, аттестовать учителей, подготовивших призеров и победителей Всероссийской предметной олимпиады.
Обсуждения модели продлится до середины 2020 года. Затем наступит «переходный период», то есть у учителя будет два года на то, чтобы выбрать: проходить аттестацию по старой модели или по новой.
— Профессиональный экзамен, который сдают выпускники педагогических вузов, не будет дублировать аттестацию, а станет ее частью, — сказал проректор по внеучебной и социальной работе МГППУ Андрей Милехин. — На данный момент мы обсуждаем профэкзамен как добровольный вход в профессию. Он не будет дублировать ГИА в вузе – защиту выпускной квалификационной работы. Хотелось бы увидеть, насколько на уровне практических действий выпускник готов к реализации профессиональных стандартов учителя.
По мнению председателя Всероссийского педагогического собрания Валентины Ивановой, необходимо создать и утвердить такую модель аттестации учителей, которая станет настоящим стимулом профессионального роста, позволит педагогам без сбора портфолио и массы других документов проходить аттестацию на рабочем месте.
— Модель должна быть принята только после того, как пройдет широкое обсуждение, — отметила Валентина Иванова. – В национальную систему учительского роста необходимо включить несколько взаимосвязанных элементов: аттестацию, повышение квалификации, педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, повышение престижа профессии. Что касается аттестации, то она должна отражать качество работы педагога, его профессионализм и быть для учителя максимально простой и понятной, позволяющей определять дальнейшие траектории профессионального развития.

Мона Платонова.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x