АВТОШКОЛЫ ПОД КОНТРОЛЬ!

ГИБДД планирует вернуть полный контроль над автошколами. Об этом сообщил глава ведомства Михаил Черников. 19 декабря 2019 года в ходе 4-го конгресса автошкол России главный автоинспектор страны предложил забрать часть полномочий по контролю над этими учреждениями у Минпросвещения. Сейчас сразу оба ведомства отвечают за работу автошкол.

На такой шаг ГИБДД подтолкнуло правительство. Там неделю назад прошло специальное совещание, посвященное обеспечению безопасности дорожного движения, и вице-премьер Максим Акимов потребовал взять эту образовательную деятельность под особой контроль. До конца мая 2019 года Госавтоинспекция должна повысить требования к подготовке водителей и к учебно-материальной базе. Сейчас, говорят эксперты, отрасль функционирует сама по себе. Минпросвещения изредка интересуется этой деятельностью. А ГИБДД лишь проверяет наличие материально-технической базы у школ. Вот и получается, сетуют специалисты, что в последние годы в системе подготовки водителей появилось слишком много проблем.
По статистике, в автошколах каждый год получают права порядка 2 миллионов человек. Сейчас в стране работают порядка 6 тысяч профильных учебных заведений. Бизнес прибыльный, поэтому обилие частных школ породило возможность бесконтрольно зарабатывать деньги, не считаясь с качеством подготовки.
Государством создана вся необходимая нормативно-правовая база: административный регламент, приказы МВД России, имеются программы профессио­нального обучения водителей, но коммерческие структуры зачастую этим пренебрегают, гонятся за прибылью — снижают качество образования, уменьшают часы подготовки водителей или вообще выдают удостоверения без должного обучения. Но обо всем по порядку.
Существует Приказ МВД от 20 октября 2015 г. административного регламента по проведению экзаменов, в нем зафиксирована необходимость иметь автошколам оборудованную закрытую площадку площадью не менее 0,24 га, для обучения водителей первоначальным навыкам вождения. Это поначалу вынудило многие недобросовестные автошколы уйти с рынка. За пять лет их количество сократилось почти вдвое, с 11500 до 6 тысяч. Но потом, как это часто бывает, руководители таких частных школ нашли лазейку в законодательстве. Не имея собственной материально-технической базы, они арендует отдельные объекты у различных организаций или частных лиц, при этом не нанимая штатных педагогов и инструкторов. Получается, как сейчас говорят, интересный кейс — вся учебно-материальная база и преподавательский состав лишь на бумаге – этакие «портфельные школы». Другие собственники идут дальше, заключают фиктивные договора на аренду площадки для обучения вождению и также «стригут купоны». Как правило, на одной такой площадке зарегистрировано сразу несколько автошкол. А есть и другой пример. Так, некоторые московские автошколы для получения заключения о соответствии учебно-материальной базы арендуют площадки в Московской области. По данным представителей Общественной палаты, которые проводили специализированные рейды по ним, на 28 площадках в течение рабочего дня не было ни одного учебного автомобиля и обучения там не проводилось. Нарушения комиссия зафиксировала во многих районах Московской области, больше всех отличились Мытищи и Щербинка.
В целях снижения своих затрат коммерческие школы ратуют, и весьма активно, за полную отмену приема экзаменов на площадке. Другими словами – утром деньги, вечером права. И никакого обучения. Будет ли это способствовать доктрине безопасности дорожного движения до 2024 года? Однозначно, нет.
Конечно, эти вопросы необходимо рассматривать не только в территориальных органах, но и на самых высоких уровнях исполнительной и законодательной власти.
При постоянном контроле, уверены многие эксперты, не будет школ, которые буквально за три копейки научат вождению. Чудес не бывает, уверяют инструкторы, по крайней мере, не в этой отрасли. Невозможно за 15 — 20 тысяч рублей и курс теории прочитать, и на машине научить ездить. Невозможно!!! Только по самым скромным подсчетам будущий водитель должен заплатить за эту услугу не меньше 40 тысяч рублей и, естественно, пройти полноценное обучение.
Но одним ценовым регулированием порядка не навести — нужна системная работа. Специалисты предлагают создать в каждом регионе при экзаменационном отделе ГИБДД общественно-наблюдательные советы. Желательно их функцию закрепить законодательно. В них может войти круг различных экспертов (представители крупнейших автошкол региона, лицензирующие органы, прокуратура). Они будут не только контролировать результаты сдачи экзаменов, но и разрешать различные споры в ходе экзаменов.
И, пожалуй, главное. До сих пор в нашей стране отсутствует постлицензионный контроль. Этой функции, по словам экспертов, крайне не хватает для систематического и полного контроля за деятельностью автошкол. С ее появлением серых образовательных структур больше не будет. Это шаг к учету организаций, занимающихся подготовкой водителей, и учету выданных свидетельств о прохождении обучения.
ДОСААФ России не раз выходил с инициативой по общественному контролю образовательной деятельности автошкол. Например, на базе региональных отделений общества создать добровольный орган по сертификации автошкол и независимой оценке их деятельности на принципах международных стандартов качества. Отклик по этому предложению был, говорят в организации, пока инициатива остается на бумаге. Но к ней вернутся, уверены эксперты, когда автошколы будет контролировать один государственный орган. Это произойдет уже скоро. Правительство России потребовало от ГИБДД в кратчайшие сроки взять деятельность этих образовательных учреждений под свой надзор. За пять месяцев ведомство для этого должно подготовить всю необходимую правовую базу.

Кирилл Алексеев.

Фото из открытых источников.

0 0 голоса
Рейтинг статьи